80‑летие Победы – не только Минута Молчания, утренний парад и празднично украшенные города,
но ещё и множество государственных и общественных инициатив, каждая из которых ставит перед собой прежде всего воспитательную цель. Нельзя сухо и деловито рассуждать о коллективной памяти, не подразумевая ничего конкретного, и тем более нельзя самодовольно складировать цифры в отчётные колонки, если младшее поколение часто не помнит и даты начала войны. Память нужно держать в постоянной и полной боевой готовности к подмене одних фактов другими и постепенному искажению исторической правды настолько, что в определённый момент она превращается в свою прямую противоположность. Победу уже множество раз пытались у нас украсть бывшие союзники, а мы пытаемся не дать им осуществить кражу. Об одной из инициатив этого года – инициатор международного проекта «История подвига», художественный руководитель Дома культуры «Горизонт» Гаяне МУСАЕЛЯН.
‒ Гаяне Александровна, расскажите о вашем проекте.
‒ Проект «История подвига» реализуется совместно Сергиево-Посадским музеем-заповедником и Домом культуры «Горизонт» Московской области. Это первый столь масштабный проект, объединивший федеральное и муниципальное учреждения культуры с разными направлениями деятельности, но одной общей целью – воспитанием человека и развитием личности.
‒ Чему посвящён проект?
‒ Конкурсы проекта затрагивают такие важные темы, как жизнь, достоинство, права и свободы человека, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, ценность исторической памяти и преемственности поколений, составляющие основу содержания духовно-нравственного развития.
‒ То есть вы уловили главную мысль Указа Президента России № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»?
‒ Вне Указа осуществление проекта было бы несколько более затруднительным, а с ним нам было и есть на что опираться.
‒ Хорошо, что Указ помог, но вернёмся к проекту: в чём его суть?
‒ Реализация проекта предполагает многоэтапную работу в нескольких направлениях, в том числе проведение международных конкурсов аудиоисторий и иллюстраций, по итогам которых будет издана книга «История подвига глазами детей».
‒ Многие ли откликнулись?
‒ В рамках первого конкурса было получено 1705 аудиоисторий из 382 городов, населённых пунктов и различных муниципальных образований. Истории присланы из 78 субъектов Российской Федерации, а также представлены участники из всех областей Республики Беларусь и даже одна работа из Казахстана. Особенно хочется отметить активное участие детей из Донецкой и Луганской Народных Республик, откуда на конкурс прислано 118 записей.
‒ О чём, если вкратце, вы услышали от стольких детей? Каковы были условия?
‒ На этапе приёма работ детей просили записать жизнеутверждающие истории о подвигах в контексте взаимопомощи и взаимоподдержки людей или сохранения культурного наследия страны в военное и послевоенное время. Это могли быть прочитанные или услышанные истории. Особое внимание уделялось рассказам из семейных архивов.
‒ И каковы итоги?
‒ По результатам работы жюри выбрано 25 лауреатов конкурса, чьи аудиозаписи гарантированно будут опубликованы в книге. В общей сложности в неё будет включено 80 историй или их фрагментов. Важно, что истории лауреатов конкурса выбирались по содержанию. Жюри конкурса предоставлялись только имя, фамилия и порядковый номер записи, без данных участника. Истории принимались от детей до 18 лет.
‒ Из каких регионов присланы истории финалистов?
‒ География весьма примечательная: помимо традиционных Москвы и Московской области – Санкт-Петербург и Республика Беларусь, Ульяновск и Краснодар, Ставропольский край и Тюменская область, Донецк и Макеевка (ДНР), Омская, Мурманская, Саратовская, Ростовская, Свердловская области, Республики Тыва, Татарстан, Чувашия и Адыгея.
‒ Что в присланных историях произвело на вас наибольшее впечатление?
‒ В общем и целом тема подвига в них отражается с очень разных сторон. В первую очередь это истории о добрых сердцах людей. Несмотря на то, что Великая Отечественная война была тяжелейшей из всех войн в мировой истории, в воспоминаниях людей осталось очень много жизнеутверждающих событий, раскрывающих колоссальный ресурсный потенциал повседневности тех лет. Не зря говорят: «Тяжёлые времена рождают сильных людей».
Аудиоистории конкурса о подвигах на передовой и в тылу, о людях разных профессий и возрастов, о непоколебимых семейных ценностях, о нравственных ориентирах, это истории своего рода, рассказы о сплочении людей в противостоянии фашистской агрессии. Большой географический разброс участников подчёркивает целостность и единство народа.
Подвиг у каждого был свой, независимо от возраста и места нахождения. Многие участники отмечают, что выбирали тему для аудиоистории, которая, по их мнению, заслуживает особого внимания. Например, Иван Горбунов прислал историю Почётного гражданина городского округа Власиха Московской области, ветерана Василия Георгиевича Фоменко, отметившего 20 февраля 2025 года свой 100-летний юбилей:
Василия Георгиевича призвали в ряды Красной армии, когда ему исполнилось восемнадцать. Он воевал в истребительно-противотанковом артиллерийском полку на Украине, в Белоруссии, Прибалтике и дошёл за рулём своей машины до Берлина. Медалью «За боевые заслуги», согласно документам, Василий Георгиевич награждён за то, что «за период боевых действий полка, несмотря на трудные условия боёв, не имел ни одной поломки и аварии машины». Кроме истории про ремонт боевой машины под обстрелом в аудиозаписи также описан случай про то, как, при возвращении с Украины, в поезде, перевозившем танки, машины, пушки и боеприпасы, в спальном вагоне случился пожар. Там горели солдаты, взрывались снаряды, но люди ценой собственных жизней спасали друг друга. После этого случая Василий Георгиевич лежал в госпитале с обгоревшими руками, а потом снова вернулся за баранку своего автомобиля и дошёл до Победы!
Много историй прислано о подвигах учителей. Они сражались на передовой, помогали в тылу и следовали своей профессиональной миссии в любых жизненных обстоятельствах. Анастасия Сивак из города Макеевка (ДНР) в своём аудиорассказе подчёркивает, что ей важно, чтобы как можно больше людей узнали историю Николая Фёдоровича Кюнга, который, рискуя жизнью, обучал детей в Бухенвальде. Виктория Собина из посёлка городского типа Хасан Приморского края прислала историю о Варваре Ионовне Касаткиной, работавшей в её школе учителем русского языка в 1970-е годы.
Уроженку села Иващенково Воронежской области не сломили ранняя смерть отца, бедность, пребывание в детском доме и невозможность пойти в школу до 10 лет из-за отсутствия обуви. В своих воспоминаниях она пишет, что всё это только закаляло её характер, и в детском возрасте у неё была большая мечта – стать учителем. И стала! В военное время Варвара Ионовна работала в сельской школе. В период немецкой оккупации с июля 1942 по январь 1943 года её школа продолжала жить. Касаткиной удалось уговорить оккупационные власти разрешить ей продолжить работать с детьми. Каждый день Варвара Ионовна учила ребят и отвечала за жизнь не только своей маленькой дочери, но и своих учеников. Она старалась передать детям понимание важности обучения. Молодая учительница дарила детям уверенность в том, что наши территории будут освобождены и стране будут нужны грамотные специалисты для восстановления.
Школа, чем могла, помогала фронту. Так, ученики отправили на фронт новую шинель: ученики начальных классов собирали деньги, на них купили сукно, оплатили работу портного. Учащиеся приносили шерсть, из которой вязали рукавицы. В посылку клали кисеты, которые шили сами. Заведующая Богомолова писала: «Учащиеся шлют в подарок фронтовикам много нужных и полезных вещей. Ученица Люба Северухина посылает защитникам Родины 2 куска мыла и флакон одеколону. Ира Александрова и Ия Байнова внесли по 10 рублей. Гена Востриков вынул из своей копилки 12 рублей и внёс их в фонд обороны, а фронтовикам посылает носки».
Детские подвиги были разными, не всегда такими явными, но могли быть очень большими по значимости для семьи. Камила Уджуху из аула Габукай (Республика Адыгея) прислала историю о подвиге маленького мальчика Хасана. Когда немцы оккупировали значительную часть Кавказа, беда пришла и в Адыгский аул.
Маленький Хасан жил с бабушкой Чабой и старшей сестрой Дэнэв. Все мужчины семьи ушли воевать на фронт, да и маленький Хасан однажды попытался убежать от своей бабушки в лес к партизанам, держа в руках деревянное ружьё.
Семья жила огородом, не голодала, но главной кормилицей семьи была козочка, благодаря которой на столе были и сыр, и молоко. Однажды к бабушке Чабе пожаловали непрошенные гости: немецкий фельдфебель с полицаями. Забрали они у бабушки единственную козу. Чтобы прокормить внуков, она решила обменять кормилицу на самую большую семейную ценность, передававшуюся из поколения в поколение, – серебряный пояс, который получила в наследство от матери.
Фельдфебель вернул козу Чабе, а пояс спрятал в сейфе. Маленький мальчик Хасан, узнав эту историю, решил во что бы то ни стало вернуть семейную ценность. Вечером, под предлогом необходимости отнести в благодарность за козу кувшин молока, он пробрался в комнату с сейфом и безуспешно попытался открыть замок. Услышав шаги, Хасан выхватил ключ и спрятался за занавеской. В этот момент послышались топот, грохот, автоматная очередь…
Через некоторое время, когда всё стихло, Хасан услышал приближающиеся шаги. Это были его односельчане из партизанского отряда. Осмотрев каждый уголок комнаты, они нашли за занавеской мальчика, стоявшего на цыпочках и сжимавшего в кулаке ключи от сейфа. Мальчик стоял неподвижно, с закрытыми глазами. Они объяснили, что опасность миновала, а Хасан рассказал историю про пояс. Он знал, что пояс был большой ценностью для бабушки, памятью о предках, и очень хотел его вернуть. Партизаны помогли мальчику открыть сейф и взять семейную реликвию. Позже они отвели его к бабушке, которая стояла и плакала у окна, уже и не надеясь увидеть внука. Юному герою было 5 лет.
Поддержка семьи была важна и на передовой. Истории о женщинах и матерях, чьи забота и труд вдохновляли на подвиги, были особенно важны в непростые времена. Мирослава Савельева из Мурманска прислала историю «Дашины патроны».
Как-то во время боя сослуживцы попросили солдата Ивана Звягинцева открыть два ящика с патронами, но, открыв их, он встал в недоумении и начал твердить, что это Дашины патроны. Бой продолжился. После каждого удачного выстрела Звягинцев приговаривал: «Так это же Дашины патроны!». После победы у Ивана спросили, кто такая Даша и какое отношение она имеет к боеприпасам, Звягинцев объяснил, что Даша – его жена, которая работает на патронном заводе. Она заступила на его рабочее место и паковала патроны под определённым номером. Ивана Звягинцева попросили написать благодарность жене от всего боевого взвода за «добрые патроны, дух боевой укрепляющие».
‒ Спасибо за столь подробный рассказ о проекте. Он помог получить представление о гораздо большем явлении, чем родовая память. Сегодня множество разговоров звучит о «национальном коде» русской цивилизации и о «коде» Великой Отечественной как определившем в нашей общей судьбе столь многое, что даже просто перечислять отдельные составляющие его – означает вдаваться в самую суть нашей истории, смысл нашего бытия на нашей земле…
‒ Реализация проекта «История подвига» – это возможность соединить прошлое и будущее, способствуя воспитанию детей на основе традиционных духовно-нравственных ценностей, с учётом исторических традиций и накопленного обществом опыта. А важность развития духовности и положительных нравственных качеств личности остаётся неизменной во все времена.
Источник: НИР №6, 2025
Беседовал Сергей АРУТЮНОВ