Журнал «Наука и Религия», Центр Русского фольклора имени В.Д. Поленова и Институт нравственности 4 февраля 2025 провели совместный Круглый стол «Антиценности: как им противостоять?»,
продолжающий обсуждение темы воспитания нравственных граждан России, определённой Указом Президента России № 809 от 09 ноября 2022 года, а также касающийся проблем антиценностей, которые в Указе названы: культивирование эгоизма, вседозволенность и безнравственность; отрицание идеалов патриотизма и служения Отечеству; отрицание естественного продолжения жизни, ценности крепкой семьи, брака, многодетности и созидательного труда; отрицание позитивного вклада России в мировую историю и культуру; разрушение традиционной семьи с помощью пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений. Наиболее интересные и важные выступления на Круглом столе публикуются в данном материале.
Вёл заседание кандидат философских наук, главный редактор журнала «Наука и Религия», секретарь Союза писателей России Сергей Юрьевич Ключников. Он подчеркнул: традиционные российские духовно-нравственные ценности должны продвигать люди, искренне в них заинтересованные. Он также отметил, что помимо традиционных ценностей бывают антиценности, безнравственные качества (воровство, казнокрадство, лихоимство, мздоимство, продажность, предательство, подлость, гедонизм, паразитизм, бездушие, жадность, умственная скромность, социальная трусость, безразличие к людям, эгоизм). Сегодня, в эпоху смешения, замечает он, крайне важно развести добро и зло и как философские этические категории, и как примеры социального поведения людей. Размытость критериев, безбрежный плюрализм позволяют подменять одно другим, плоды чего мы сегодня пожинаем. Важно также зафиксировать источники зла. Хотя у нас своих недостатков хватает и мы далеко не святые, нужно осознать, что системно антиценности идут, конечно, с Запада, откуда мы за последние 30 лет многое некритически заимствовали. На взгляд выступающего, у Запада мы можем заимствовать технологии, но опираться должны на собственные ценности. К сожалению, сегодня мало методик и не до конца разработаны алгоритмы реализации Указа № 809, да и разработка подобных методик часто подменяются благожелательными разговорами. Выступающий подчеркнул, что, на его взгляд, пробуксовывание Указа связано с тем, что в сознание очень большого количества людей внедрилась антиценность коммерциализации: всё теперь за деньги. Коммерциализация сознания и духа проистекает из культа эгоизма и вседозволенности. На взгляд Сергея Ключникова, необходимо более глубоко рассмотреть такую антиценность, как поклонение «Золотому Тельцу» («религия денег»). Безнравственные лица превратили деньги из необходимого инструмента жизни, позволяющего строить счастливую сильную страну, в средство разделения на бедных и богатых, создали искусственное неравенство, стали эксплуатировать и угнетать человека. Деньги как деструктивная идеология представляют собой цель, смысл жизни и инструмент достижения цели одновременно. Такая деструктивная ценность или антиценность ведёт к тотальной коррупции, разрушает социальные отношения, десубъективирует граждан, делает их объектом манипуляции и эксплуатации со стороны хозяев мировых валют – социальных паразитов и социопатов, лиц, лишённых совести и чувства сострадания к людям. Идеология денег приобрела характер религии в силу того, что в них верят как в Бога, считают универсальной силой, решающей все проблемы. Идеология денег как технология и религия нуждается в ограничении своей деструктивной власти над миром. Поэтому такой инструмент и ценность, как деньги, должны находиться в руках государства и нравственных людей. Для этого нужна ротация кадров, занимающихся производством и применением денег как универсального средства обмена результатов труда. Если это невозможно в мире, то необходимо, насколько возможно, добиться этого в России. Если мы не решим эту проблему, страну ждут трудные времена. Проблема антиценностей и подверженности им уходит в глубину несовершенной человеческой природы. Без освоения христианских ценностей, без внутренней работы человека над своими недостатками, опираясь на одни лишь внешние инструменты пропаганды данных ценностей (мероприятия, отчётность, конференции), мы по-настоящему не решим эту проблему.
Вторым выступающим был доктор исторических наук, профессор, декан исторического факультета Московского областного педагогического университета, автор многих книг, в том числе книги «Традиционные ценности как основа нового мировоззренческого строительства России», Вардан Эрнестович Багдасарян. Он подчеркнул, что на проблему борьбы ценностей и антиценностей можно смотреть диалектически, по Гегелю: тезис-антитезис, синтез – а можно дихотомически, как на столкновение двух противоположных сил. Он напомнил, что, согласно христианскому мировоззрению, человеку за левым плечом нашёптывает ангел тьмы, за которым стоят антиценности, за правым – ангел света, а человек, обладающий свободой, делает выбор. История человека и человечества начинается с познания плодов древа добра и зла, представляет собой развёртывания этих сил и так и должна преподаваться в школе. Финал человеческой истории – это победа добра над злом при временном торжестве зла. Выступающий рассказал о двух древних традициях, повлиявших на христианское понимание природы добра и зла, – александрийская школа (зло есть разные уровни добра, зло есть удаление от добра) и антиохийская школа (зло есть антидобро), получившая развитие в православии. Как выявлять антиценности в применении к истории России? На основании цивилизационного подхода: смотрим историю России, что повторяется в точках подъёма (это ценности) и точках катастроф, прорыва (это антиценности) – в них обнаруживается одно и тоже. Гибель Византии, Смутное время, 1917 год (Февраль). Это свобода, автономность индивида, автономизация, регионализация, гедонизм, девальвация ценностей государственного служения, контркультура. Дихотомический подход позволяет определить, как проявляются ценности и антиценности в сфере идеологии: как оппозиция патриотизма и космополитизма. Вардан Эрнестович отметил, что ценности могут быть упакованы в разные смысловые упаковки и что возможны различные деструктивные инверсии, когда антиценности выдаются за высшие ценности. Он также остановился на вопросе живых носителей ценностей и антиценностей: если есть ценности, значит, есть и враги, без них истории не бывает. Багдасарян также опроверг возможное обвинение, будто бы концепция традиционных ценностей ведёт к повышению градуса воинственности: напротив, эта идеология может объединить ту часть человечества, включая традиционные религии и сообщества, которая не воспринимает современный сатанизм.
Третий выступающий – экс-вице-губернатор Югры, директор Института нравственной культуры, членкорреспондент Академии экосоциальных технологий Алексей Малиутжанович Сафиоллин. В 2023 году он разработал организационно-методические указания по исполнению Указа Президента России № 809, обеспеченные новой этикой и технологиями. Сотни тысяч лет назад с появлением человеческой речи возникла этическая парадигма мышления (система взглядов на мир, воспринимаемая как истина), основанная на таких понятиях, как «добро» и «зло» («Старая этика»). Этими правильными понятиями стали манипулировать этические религиозные и философские доктрины, оправдывая очередные кровавые войны и экономику, ориентированную на доминирование и разграбление. Выступающий ввёл понятие «социопатии» как некой нравственно-психологической болезни, охватившей мир. Лица, заболевшие социопатией (утрата чувства сопереживания другим людям, нравственности и совести и одновременно – высокая технология мимикрии под добро), стали проникать во власть и другие сферы жизнедеятельности. Они использовали прежние этические постулаты, чтобы назначать «добрых» и определять «злых» для властвования и нового разграбления. История человечества пошла по социопатическим кругам. Каждый, кто побеждал «злого» врага, сам со временем становился в глазах других «злым», и над ним осуществляли кровавую внесудебную расправу. История всё время переписывалась социопатами, чтобы раскрасить себя под «добро», а свои жертвы под «зло». Таким образом «Старая этика», став основой искажённого мировоззрения человека, обеспечивала высокую летальность войн. Она явилась причиной постоянных кровопролитий при перераспределении ресурсов и криминализации государств. Выступающий указал, что для решения поставленной Президентом России задачи по воспитанию нравственного гражданина используются основные положения новой этики, разработанной военными учёными В.А. Чигирёвым и П.И. Юнацкевичем, занимавшимися решением проблемы снижения летальности войн. Они предложили начать работу по смене этической мировоззренческой парадигмы, основанную на следующих принципах и правиле: глобальный экологический принцип (ГЭП) – человек не должен вредить себе, другим людям и среде обитания; глобальный этический нравственный принцип (ГЭНП) – человек должен вести себя так, чтобы не вредить себе, другим людям и среде обитания; нравственное правило III–C – не вреди себе (С1), соседям (С2), среде обитания (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидай для себя, соседей, среды мыслью (М), словом (С), делом (Д).Технология смены этической мировоззренческой парадигмы основана на практическом применении дискурсивно-оценочного метода (ДОМ), который заключается в организации широкого участия граждан в обсуждении и оценке социально-значимых решений с позиций ГЭП, ГЭНП, III–C. Смена этической парадигмы мышления («Новая этика») приведёт к формированию на планете Земля нравственной атмосферы, которая обеспечит подлинную свободу гражданам, установит справедливость для всех, создаст легитимное благосостояние (богатство) для каждого.
Следующим выступил Пётр Иванович Юнацкевич, научный руководитель Института нравственности, доктор педагогических наук, профессор из Санкт-Петербурга. Он поддержал саму идею освещения реализации Указа № 809 как отражение запроса общества на новые социальные отношения – безвредные для всех и каждого. Человек не должен причинять вреда себе, другим людям и среде обитания. Это достигается технологически. Юнацкевич подробно остановился на феномене социопатов в связи с принятием Указа № 809 о традиционных ценностях. По его мнению, прежние этические системы привели к тому, что социопаты, манипулируя смыслами, стали произвольно разделять людей на «добрых» и «злых», «хороших» и «плохих», «наших» и «не наших». Возникло неравенство, эксплуатация и угнетение человека человеком, летальные войны. Прежняя этика была направлена на удовлетворение извращённых потребностей меньшинства, «золотого миллиарда». Вещные отношения распространены и на людей (отношение к человеку как к товару: можно продать, использовать, утилизировать). Примат материального над духовным, культ ценности денег и обесценивание человека стали удобным инструментом для лиц нетрадиционной нравственной ориентации, вредителей, социопатов, социальных паразитов, международных мошенников, преступников и аферистов. Большинство нуждается в простой и понятной истине, близкой и достижимой цели. Эта истина – цель находится рядом. Она интуитивно ясна и близка каждому человеку. Имя ей – «нравственность». Нравственный путь, по которому завтра или послезавтра будет вынуждено пойти человечество, и есть путь построения будущей цивилизации.
Проникновение социопатов в правовые структуры общества ведёт к дискредитации этих структур и их развалу, криминализации, трансформации в новый вид преступного сообщества – АПГ (административные преступные группы). Это преступное сообщество образуется должностным лицом органа государственной власти путём корыстного сговора с другими должностными лицами в целях личного обогащения любой ценой. Государство превращается в АПГ, которое приводит его к социальной катастрофе. Затем после летальных ротаций главарей АПГ на их смену приходят другие социопаты, которые повторяют цикл: консолидация общества под популярными лозунгами, затем имитация их исполнения, потом общественное изобличение, отрыв от народа и падение очередного правителя и его АПГ. Для защиты государства от социопатов необходимо использовать социальные фильтры. Социальная фильтрация – процедура групповой, коллективной и массовой оценки нравственности и профессионального соответствия кадров, служащая обоснованием адекватных кадровых решений. Направлена на обеспечение устойчивости и надёжности системы государственного управления и местного самоуправления.
Обратная социальная связь – ответная реакция граждан на воздействия, осуществляемые на них со стороны социальных субъектов. Учёт обратной социальной связи в юридической практике позволяет избежать дискредитации социального института права, придаёт правоприменительной деятельности нравственное координирующее начало.
Выступающий упомянул о смене этической парадигмы и внедрении глобального экологического этического нравственного принципа. Экосоциальные технологии (ЭСТ) – совокупность приёмов применения дискурсивно-оценочного метода при обсуждении и оценке конкретного социально-значимого решения с участием экспертов, специалистов и масс граждан.
Дискурсивно-оценочный метод (ДОМ) – способ регулирования социальных отношений, основанный на групповой экспертной и массовой оценке при обсуждении социально-значимых решений. Для обучения государственных служащих новым технологиям государственного управления, этики государственной службы, социальной фильтрации, защиты от социопатов и психопатов (лиц, лишённых совести и сострадания к людям) разработаны соответствующие методики. Эти методики уже используют определённые органы государственной власти. И эту работу надо наращивать в целях недопущения развала государства изза того, что власть попадает в руки безнравственных лиц.
Доцент Литературного института, сотрудник Издательского совета Сергей Сергеевич Арутюнов начал своё выступление с фиксации первой и основной деструктивной ценности как в России, так и в мире – безбожия, рекламируемого и навязываемого ещё сто лет назад от имени пришедшей к власти верховной идеологии как тип новой и прежде невиданной «свободы» от любых обязательств. Из внутреннего безбожия, самочинности творимого и безнаказанности вытекают все остальные дурные свойства как индивида, так и целых современных наций и народов. В таких условиях можно даже не вести антисемейную и чуть ли не принудительно межрасовую политику– семьи разрушаются сами в силу избалованности каждого из членов только что образованной семьи, из-за крайнего эгоцентризма, нежелания и неумения жертвовать не то что собой, но ни одним из основных удобств – благосостоянием, тишиной, покоем и бездельем. Не динамическое, трудовое, спортивное и познавательное состояние человека, а исключительно неподвижное является сегодня символом его благоденствия. Оно является мерилом достигнутого положения в обществе наряду с неумеренно активной и не подразумевающей ни один из видов созидательного труда праздностью. Безделье – та самая ценность, сегодняшнее развитие которой хотел видеть ещё ранний социализм, принуждавший граждан к обильному физическому труду ради будущего.
Подобное потребительское сознание, основанное на тотальной продаваемости и покупаемости любых ценностей, выстраивает особые отношения между личностью и внешним бытием. Оно, в свою очередь, основано на самых дешёвых приёмах мелкорозничной торговли, адаптируемых к человеческой психике – набивании цены негодному товару, приуменьшении цены товара вполне конкурентоспособного, постоянном обжуливании покупателя, препирании об истинной цене и т.п., и те же самые приёмы насильственно применяются не только на «рынке», но и в области науки и культуры – то есть в самых чувствительных и неприкосновенных, с точки зрения грубой коммерции, областях знания.
С учётом сказанного внутренняя политика должна быть обращена не только на истребление деструктивных ценностей, но и почвы, их создавшей, и на воспитание новых поколений в духе не просто отвлечённого аскетизма и альтруизма, но при чёткой постановке ясных социально-политических целей.
Владимир Владимирович Василик, протодьякон, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, оценил общую ситуацию в стране и в сфере продвижения Указа № 809 как тревожную и сосредоточился на истоках антиценностей, которые восходят ещё к истории Римской империи и к гностицизму, который он определил как мир антиценностей и секту каинитов, чтущих Каина, содомлян, и Иуду. Они считали, что эти люди как раз будут вознаграждены за своё отступление от Бога, и стремились узаконить грех. Гностицизм был отодвинут на обочину истории, но не побеждён до конца и периодически воскресал в истории и показал, как трансформация гностицизма проявлялась в истории. Псевдосоциализм по Швабу, ЛГБТ, культ безграничной свободы и неограниченного потребления восходят к гностицизму и обладают антирелигиозным смыслом. Антиценностями накачивалась наша страна, особенно в период перестройки и в 90-е годы, да и до сих пор. Проводит эти идеи особая каста людей, имеющая немалую силу. Пока она сохраняет влияние, провести Указ будет сложно. Необходимо бороться с этими идеями и действиями данных людей. Необходимо проводить в жизнь идеи тимократии – общества, основанного на традиционных ценностях, при котором во власть должны попадать люди, обладающие компетентностью и соответствующими нравственными качествами.
Геннадий Георгиевич Недялков, председатель совета депутатов Голопристанского района Херсонской области, обратил внимание на важность психолого-психиатрического обеспечения государственного управления. Для защиты органов государственной власти от проникновения в неё социопатов с целью её развала осуществляется психолого-психиатрическое обеспечение государственного управления. Оно заключается в подготовке соответствующих специалистов, привлекаемых в дальнейшем для выявления и профилактики социопатии в органах государственной власти. При отборе кадров в органы государственной власти кандидаты на государственную службу должны пройти диагностику на предмет социопатии. При осуществлении профессиональной деятельности государственными служащими ежегодно проводятся мероприятия по диагностике их депрофессионализации и социопатизации. По итогам таких мероприятий принимается кадровое решение на ротацию лиц, психика которых разрушена социопатическими проявлениями.
Виталий Анатольевич Биднык, депутат Голопристанского городского Совета депутатов Херсонской области, координатор движения-конкурса «Моя родословная» в Херсонской области, обратил внимание на важность правовой ответственности за безнравственность.
Наказание и иные меры правового характера, применяемые к социальным субъектам, совершившим безнравственные, неэтичные поступки, действующим не по совести, допустимо лишь в той мере, в которой они определены действующим законодательством. Совершение социальным субъектом социального действия, этически оцениваемого другими субъектами как безнравственное, приводит к формированию негативного гражданского согласия. Негативное гражданское согласие в отношении социального субъекта приводит к утрате доверия к нему со стороны других социальных субъектов. Утрата доверия приводит к разрушению репутации социального субъекта. Отсутствие доверия и репутации естественным образом препятствует осуществлению жизнедеятельности социального субъекта. Таким образом, осуществляется самонаказание за безнравственность, неэтичное поведение и бессовестность.
Выступающие на Круглом столе единодушно поддержали новую государственную политику, определённую Указом Президента России № 809 от 9 ноября 2022 года, и указали на важность освещения методического обеспечения исполнения этого указа для государственных и муниципальных служащих, призванных в первую очередь исполнять этот указ.
Такой просветительской базой могут стать научно-практические материалы, обобщающие опыт исполнения новой государственной политики, публикуемые в журнале «Наука и Религия». А подписка на него подразделений органов государственной и муниципальной власти, подведомственных учреждений позволяет приблизить политику Президента России к массам государственных и муниципальных служащих, многие из которых до сих пор так и не знают ничего об Указе № 809 и его историческом смысле для страны – приоритете духовного над материальным.
Журнал «Наука и Религия» приглашает всех к сотрудничеству для практической реализации новой государственной политики – формирования нравственного мировоззрения граждан и служащих России.
Источник: НИР №3, 2025
Дмитрий АРМЕНСКИЙ