Ответы на все вопросы можно найти в Священных книгах. Даже на самые остроактуальные, вроде сегодняшнего противостояния цивилизаций и стремительной экспансии цифровизации.
Сущность этих явлений и пути выхода из глобального кризиса проясняет с помощью аятов Корана известный религиовед Айрат БАХТИЯРОВ.
– Айрат Равильевич, сейчас мир переживает серьёзный глобальный кризис. Содержатся ли в Коране знания, которые помогут нам его преодолеть?
– В Коране есть все необходимые знания, как человеку не остаться «за бортом» жизни, а человечеству – в цивилизационном тупике, когда социум переходит некую «красную черту», установленную Создателем, и просто стирается с лица Земли.
Я хотел бы обратить внимание на понятие ас-салят. Оно означает состояние восстановления утраченной связи с Богом, состояние благословения. В Коране постоянно подчёркивается: «восстанавливайте ас-салят». Именно осознанное пребывание в этом состоянии запускает процесс пробуждения «человека забывшего» и постепенного обретения им веры сердцем.
– Как бы Вы могли прокомментировать этот кризис через понятия Корана, и каковы пути выхода из него?
– В Коране есть понятие нур. Обычно на русский его переводят как «свет». Однако поле значений арабского корня, из которого образовано это слово, значительно шире: светиться, сиять, освещать, просвещать, цвести, раскрываться... Например, «глаза с нуром» – это не только «глаза, излучающие свет» или «сияющие глаза», но и «глаза, излучающие любовь», «живые глаза». Отчасти эти значения содержатся во фразе «свет очей моих»... Именно через это понятие можно ощутить путь выхода из нынешнего цивилизационного кризиса. Вот аят Корана:
«Аллах есть нур (свет) небес и Земли. Подобие Его нура – как ниша, в которой светильник. Тот светильник – в стеклянном флаконе. Тот стеклянный флакон словно светило яркое, которое зажигается от благословенного-благодатного оливкового дерева,– не восточного и не западного. Масло его вот-вот начнёт светить-сиять, даже если огонь не коснулся его. Нур на нур. Направив, ведёт Аллах к Своему нуру того, кого желает» (24:35).
Аллах в Коране противопоставляет состояние зулюмат (мрака-несправедливости-притеснений) нуру (свету). Слово зулюмат образовано от корня злм со значениями «быть тёмным», «темнеть», «чинить несправедливость», «притеснять». Вот, например, что говорится о тех, кто, отвергая руководство со стороны Бога, пребывает в этом состоянии:
«Подобие их – как подобие того, кто зажёг огонь, и когда он (огонь), засияв, осветил всё вокруг, то увёл Аллах их нур и оставил их в зулюматин (во мраке-несправедливости-притеснениях). Они не в состоянии осознать увиденное,– закупоренные, бессловесные, незамечающие-слепцы. Поэтому они не в состоянии возвратиться» (2:17,18).
«Аллах не любит аз-залимина (темнеющих-притесняющих-поступающих несправедливо)» (3:57).
«Аллах есть опекун-близкий тех, которые уверовали сердцем. Он выводит их из аз-зулюмати (мрака-несправедливости-притеснений) к нур. А те, которые неблагодарно отвергли, их опекунами-близкими являются тагуты (идолы). Они уводят их от нура к аз-зулюмати. Такие являются спутниками (того самого) огня, они в нём – вечнопребывающие» (2:257).
В Коране многократно подчёркивается, что неправедные поступки человека «затемняют его душу», ввергая в состояние зулюмат.
Мрачная, несправедливая жизнь в притеснениях – это и есть кризис. Для выхода из него требуется нур – свет – любовь Аллаха. Тогда те, кто имеют нур, смогут им поделиться с теми, кто затемнил своё сознание неправедными поступками. Особенно это эффективно во время коллективной молитвы. Сегодняшний кризис прежде всего лечится любовью, а не скальпелем. Свет любви заставит исчезнуть мрак притеснений и несправедливость. Начнут восстанавливаться человеческие отношения любви, милосердия и сострадания. Это и будет практическим результатом нура на нур.
Ведь «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин 1:5) и «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин 4:16).
Наша российская цивилизация, несмотря на все её болезни, пока сохраняет свой потенциал нура. Поэтому можно надеяться, что она восстановит свой свет и поделится им со всем остальным человечеством, выполнив тем самым своё предназначение.
– Обозначены ли в Коране простые рациональные пути выхода из кризиса?
– Да, но те, кто начинает читать Коран как повествовательную книгу, сталкиваются с эффектом «завесы восприятия»: если сознание человека не готово к восприятию аятов Корана, то человек с трудом улавливает их глубинный смысл. Они ему кажутся скучными, однообразными, тянут ко сну.
Для полноценного рационального анализа текущей ситуации и выработки эффективных стратегических решений не хватает нескольких ключевых знаний.
Первое – это знание о существовании Живого и Всеосознающего Творца, о возможности общения с Ним. Как разъяснено в Коране, без восстановления утраченной связи с Творцом человек не в состоянии обрести вечную жизнь. Чтобы снять «завесу восприятия», достаточно внимательно изучить Коран и другие Писания единобожия.
Наш Создатель, наделив нас всем, хочет от нас немногого: чтобы мы любили и благодарили Его, искренне желали быть Ему угодными, обращались к Нему без посредников и не приобщали равных (то есть не поклонялись кому-либо или чему-либо ещё и не растрачивали свою жизнь на служение мирским целям. – Ред.).
Второе ключевое знание заключается в том, что сознание человека после смерти не исчезает. Наша «самость», или нафс (душа), отделившись от физического тела, продолжает жить, следуя по семи путям: семь – в «сады блаженства», семь – в огонь геенны. Куда именно – зависит от тех качеств, которые душа успела приобрести в земной жизни.
«Для тех, которые вняли Господу своему – прекраснейшее, а для тех, которые не вняли Ему, – если бы даже всецело принадлежало им всё то, что есть на Земле, и ещё столько же наряду с этим, то, несомненно, они попытались бы откупиться посредством этого, – таким – скверность расчёта и обиталище их – геенна. Бедственно это ложе!» (13:18).
Это знание присутствует в подсознании каждого. У человека, получившего доступ к этим своим знаниям, меняется стратегия жизни. Короткая земная жизнь – лишь подготовка к Вечности. Каждый выбирает быть «стрекозой или муравьём», как в известной басне.
«Знают они очевидное из ближней жизни, но они относительно отодвинутой-окончательной жизни являются беспечными-небрежествующими. Неужели не размышляют они о душах своих?» (30:7).
Третье ключевое знание состоит в том, что рядом с нами проживают существа, названные в Коране джиннами: «И, созидая, создал Я род джиннов и род людей лишь только для того, чтобы они поклонялись-служили Мне» (51:56).
Мы делим мир на видимый и невидимый. Но когдато люди прекрасно видели мир джиннов, информация об этом сохранилась в мифах и сказаниях различных народов. Сегодняшний наш «спектр восприятия» не позволяет нам осознанно взаимодействовать с этим миром. Лишь искусственно изменённое восприятие создаёт условия для прямого диалога. Однако за такой диалог приходится платить слишком дорогую цену...
Среди джиннов есть желающие быть угодными Всевышнему – в Коране они названы праведными джиннами. Существуют также джинны, которые воспротивились воле Аллаха. Их возглавляет джинн по имени Иблис (от греческого diabolos – «клеветник»). Именно его называют дьяволом, сатаной, шайтаном, а также «врагом», «заразной болезнью» для людей.
У Иблиса есть приспешники как среди джиннов, так и среди людей. В Коране они названы шайтанами-дьяволами. К ним относятся люди, которые осознанно выбрали служение Иблису в погоне за властью, богатством, привилегиями земной жизни, забыв о том, что «ближняя жизнь есть не что иное, как только преходящее наслаждение самообольщения!» (3:185).
– Как же реализуют шайтаны свои качества врага и заразной болезни по отношению к людям? Можно ли человеку защититься от их козней?
– Согласно Корану, Иблис после своего падения и отторжения со стороны Аллаха заявил: «Несомненно, если Ты отсрочишь мне до (того самого) дня предстояния, то, несомненно, непременно приручу потомство (Адама), кроме немногих» (17:62).
Использованное здесь арабское слово ахтаникянна (приручу) интересно смысловыми нюансами. Оно означает продевание верёвки в рот животного с целью его подчинения. Причём применённая глагольная форма показывает, что люди, образно говоря, сами на себя накинут эту верёвку.
Аллах, разрешив Иблису сбивать людей, указал на ограничения: «Отсутствует у тебя власть над служителями Моими, кроме тех, кто последовал за тобой из прельщённых-блуждающих. И воистину, геенна, несомненно, есть обещанная встреча их всех вместе» (15:42).
«Не было у Иблиса над ними какой-либо власти. Была дана власть лишь только для того, чтобы Мы, отметив, отличили утвердившегося сердцем об отодвинутойокончательной жизни от пребывающего в сомнении относительно неё» (34:21).
У дьявола и джиннов-шайтанов основным инструментом сбивания людей является внушение. Если бы у людей были знания о практических методах профилактики подобного негативного влияния, то наш социум оказался бы невосприимчив к этой заразной болезни.
Аллах создал человека и наделил его сознанием. Оно подвержено негативному влиянию извне только когда мы отказываемся быть угодными Всевышнему и не удерживаем своё внимание на Нём. Человек забывший, не видя и не ощущая присутствие джиннов-шайтанов, внушаемые ими мысли и чувства считает собственными. Шайтаны ловко манипулируют восприятием, создавая иллюзию полной свободы принятия решений. Чистоту же восприятия тех, кто искренне и добровольно решил быть угодными Всевышнему, поддерживает Сам Аллах.
Дьявол и его приспешники делают всё, чтобы мы совершали поступки, неугодные Богу. В этом случае человек постепенно деградирует, теряя свой потенциал восприятия Реальности и, соответственно, адекватного поведения в ней. Он начинает затемнять своё сознание, его нур тускнеет. Так человек шаг за шагом входит в состояние зулюмат. Как итог – потеря души и невозможность обретения вечной жизни. Например, в татарском языке есть выражение «нуры сүнгән» – тот, у кого погас нур. Так характеризуют живых мертвецов. После смерти человек уже не в состоянии исцелить своё сознание.
Шайтаны не могут силой принудить человека к совершению того или иного поступка. «Воистину, уловка дьявола-шайтана является немощной» (4:76). Для этого они вынуждены путём внушения вносить раскол между людьми и стравливать их друг с другом. Тогда мы вместо взаимовыгодного сотрудничества начинаем подавлять и уничтожать друг друга.
«И, несомненно, уже создали Мы для геенны много из рода джиннов и из рода людей: у них сердца, посредством которых они не в состоянии постичь суть, и у них глаза, посредством которых они не в состоянии осознанно видеть, и у них уши, посредством которых они не в состоянии осознанно слышать. Такие подобны скотине, даже больше, они – самые заблудшие. Такие, – беспечные-небрежествующие они» (7:179).
– Как можно охарактеризовать происходящее сегодня с точки зрения Корана?
– Приведу два аята Корана.
«И не устраивайте разлад на Земле после налаживания её» (7:56).
«Те, которые питаются рибой (ростом-лихвой), не встают иначе, как встаёт тот, которого растаптывает дьявол-шайтан прикосновением своим» (2:275).
Первый аят предписывает людям не оказывать негативного воздействия на окружающий мир. Развитие человечества должно строиться с учётом данного ограничения, иначе неминуемо ответное воздействие.
Второй аят касается процесса взаимодействия людей друг с другом в условиях разделения труда. Возникающее при этом нарушение характеризуется понятием «риба» («рост», «увеличивающееся»). К появлению рибы приводит нарушение эквивалентного взаимообмена между людьми, когда одни за счёт сознательного обмана, манипуляции или силы присваивают труд других. Ростовщичество один из частных случаев рибы. Любые накопления после смерти превратятся в прах, а «прилипшая» к душе риба останется. При добровольном эквивалентном взаимном обмене без искусственных ограничивающих обстоятельств рибы не возникает.
Риба в экономике золотых денег главным образом проявляла себя в виде ростовщического процента, а в экономике бумажных денег – в виде инфляционного скрытого печатания денег.
Теперь мы вступаем в последний, предельный этап существования рибы – рибы «цифрового мира». Создание виртуального двойника человека позволяет глубже им манипулировать. В «цифровом мире» станет невозможно избежать соприкосновения с рибой: либо отказ от неё, либо полный распад человеческой сущности.
«Цифровой мир» – это перенос внимания человека в реально не существующий мир. Сегодняшние цифровые алгоритмы могут с большой точностью создавать иллюзию присутствия в реальном мире. Это порождает идеи типа компьютерных «метавселенных», куда якобы люди смогут перенести своё социальное бытие. Но реальную жизнь перенести туда невозможно: эти «метавселенные» всегда будут оставаться лишь фабриками грёз. Их существование завершится, когда некой порождающей внешней силе станет невыгодно их поддерживать. Выгода зависит от количества индивидов с удерживаемым вниманием, поскольку контроль над вниманием человека открывает путь к управлению им.
При этом важно понять, что сами по себе цифровые технологии не несут вреда и полезны во многих областях человеческой жизнедеятельности. Речь идёт лишь о недопустимости манипулятивного удерживания внимания людей в виртуальном мире, управления их поведением через цифрового двойника.
Сегодня практически отсутствуют общественные механизмы, предохраняющие от подобного «захвата» нашего сознания, несмотря на сверхактуальность проблемы, особенно для молодого поколения. Мы сегодня без скафандров собираемся в открытый «цифровой космос», и мало кто задумывается о безопасности своего сознания и о пути возврата назад. А его может и не быть, если цифровой идентификатор человека преобразуется в «метку зверя» из Откровения Иоанна.
– Вы говорите – отказаться от рибы. Но как? Представляется, что это не такая простая задача.
– Рибу в социуме порождает болезнь массового сознания, заключающаяся в потере равновесия, гармонии в обществе. Шаги по её уничтожению очень простые. Социуму нужно научиться удерживать своё внимание на Аллахе с искренним желанием быть Ему угодным. Практика пребывания в ас-салят запускает процесс исцеления и пробуждения. Сознание человека из состояния «забывшего» переходит в состояние «угодного». Последний уже защищён от внушений дьявола. Если таковых окажется достаточное количество, то риба в социуме исчезает: люди начнут понимать, что, обкрадывая друг друга, они лишь калечат «общее тело».
– И в чём же состоит выход из кризиса?
– Из разъяснений Аллаха понятно, что эффективность социальных моделей нужно оценивать не только с точки зрения текущей жизни на Земле. Требуется учитывать наличие вечной жизни после смерти. Без этого предлагаемые проекты «новой нормальности» никого не обрадуют – кроме дьявола, ведь ему ложными посулами и обольщением удастся собрать большой урожай душ, которым в Грядущей жизни места не будет.
Наша цивилизация пока не утеряла свой нур. Качество нашей сердечности охраняется Аллахом, поскольку, по Его замыслу, нам предложено первыми исцелиться от упомянутой заразной болезни и восстановить потенциал своего нура. Если удастся, то не зря пришли в эту жизнь.
Из вышесказанного вытекает несколько важных выводов. Во-первых, это объясняет причину иррациональной ненависти и нападок на нас со стороны тех цивилизаций, которые утеряли свой нур. Они, сами того не осознавая, выступают в роли инструментария Иблиса.
Во-вторых, у нас нет критического разделения между правящей элитой и народом. Речь идёт не о материальном достатке, не о рибе, а о «цивилизационном нуре», о способности сообщества к его сохранению. Мы, несмотря на тяжёлую болезнь, не утратили свой нур. Он ослаблен, но не потерян. При утере «цивилизационного нура» правящая элита полностью переходит в подчинение Иблиса и становится его сообщником по вверганию общества в состояние зулюмат. У нас этого пока и близко нет. Хотя идёт ожесточенная схватка. В случае проигрыша в первую очередь будут уничтожены все представители сегодняшний элиты, поскольку их цивилизационное сознание представляет потенциальную угрозу для Иблиса и его сторонников. Поэтому для нашей элиты сейчас речь идёт о физическом выживании. Выбор невелик: с одной стороны – физическое уничтожение без гарантий Рая, а с другой – соучастие в гармонизации своей цивилизации согласно законам Бога, с гарантированным Раем.
Научиться не разбрасываться своим вниманием, удерживать его на Творце – очень простая формула выхода из кризиса, но как её трудно реализовать на практике!
Первичный оздоравливающий импульс находится в сердцах уверовавших сердцем мусульман, иудеев, христиан и представителей других религий. Этот импульс запустит процесс растворения в любви всего накопленного негатива. Сегодня как никогда важны совместные усилия всех верующих сердцем по сохранению единства, избеганию социальных распрей, усилению состояния «нур на нур».
«Неким днём каждая душа обнаружит явленным то, что она совершила из благого, и то, что она совершила из дурного. Возжелает она, чтобы между ею и между этим (дурным) было расстояние далёкое. Предупреждает вас Аллах Самим Собой!» (3:30).
Беседовал Игорь ШУМЕЙКО