Тектоническая и вулканическая активность, воспринятая императором Львом III как знак Божественного гнева, породила движение иконоборчества.
Последовавшие гонения в Византии в VII–VIII веках привели к выселению значительной части образованной элиты общества в периферийные провинции – Тавриду и Сицилию. Изначально поселение иконопочитателей располагалось в районе мыса Партенион (Партенит, Медведь-гора). Сильный метеоритный поток, описанный в византийской летописи Феофана (755 год), стал причиной образования локальных зон холода, девятиметрового снежного покрова, наводнения, подъёма уровня Чёрного моря, который привёл к ослаблению Хазарского каганата и объединению выживших разноплеменных народов в государство Феодоро со столицей в городе Дорос (Мангуп), возглавляемое князьями императорского рода Палеологов. Бурное развитие пещерных городов, расположенных на второй гряде Крымских гор на высоте более 600 метров над современным уровнем моря, послужило историческим мостом: Феодоро более 400 лет было единственным государством, хранившим православные традиции иконопочитания и передавшим культуру и знания завоёванной Византии. Так, Божьим промыслом, Русь стала Третьим Римом – православным государством иконопочитателей.
Пути Господни неисповедимы.
Апостольское пребывание на полуострове
Раннее апостольское распространение христианства на Руси начинается с пребывания Андрея Первозванного в Херсонесе Таврическом во времена Нерона. Позднее, в 98 году, четвёртый папа римский Климент I, рукоположённый в епископы апостолом Петром, был сослан в Херсонес. Во время тяжкого труда в инкерманских каменоломнях святой Климент проповедовал и исцелял людей. Благодаря его служению в Крыму возникает первая на Руси христианская община. За своё подвижничество Климент был утоплен римлянами в море, чтобы не осталось праха его на земле. Но чудесным образом море отступило на три стадии (555 метров), и братья нашли и похоронили тело мученика. В IV веке из-за глобального похолодания началось переселение народов. В Тавриду вторгаются племена готов, которые изгоняют скифов и создают государство, известное в истории как «Крымская Готия». В то же время император Константин переносит столицу в Константинополь и провозглашает христианство государственной религией. Херсонес из окраины превращается в важный восточный форпост Римского государства. Потомок Константина Юстиниан I (482–565) проводит прогрессивные законодательные реформы, отстраивает сгоревший храм Софии и таврические города Алустон (Алушта), Горзувита (Гурзуф), Сугдея (Судак), новую крепость Боспор (Керчь). Во всех городах полуострова возводятся христианские базилики. Новый несравненный облик приобретает старейший христианский храм Иоанна Предтечи в Керчи, основанный по благословению Андрея Первозванного.
Дорос – столица Крымской Готии
Времена были неспокойные, и значительная часть бюджета шла на строительство дозорных и опорных крепостей. Одна из таких крепостей – Дорос – стала через полвека столицей Таврической христианской Готии, в дальнейшем преобразовавшейся, путём слияния мелких феодальных владений, в многонациональное княжество, название которого происходит от имени святого Феодора Стратилата, основавшего династию князей Феодоро. Большинство населения этого государства составляли потомки аборигенного населения Тавриды, проживавшего здесь испокон веков.
Истоки иконопочитания и иконоборчества
До III века евангельские смыслы изображались очень завуалированно и символично. Например, Христа чаще всего изображали в виде Агнца. Иконопочитание приобретает официальное признание в 692 году.
«Отныне образ агнца, вземлющего грехи мира, Христа Бога Нашего, на иконах представлять по человеческому естеству, вместо ветхого агнца; да чрез то созерцая смирение Бога-Слова, приводимся к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания и спасительные смерти, и сим образом совершившогося искупления мира» (82-е Правило Пято-шестого – Трулльского – собора).
Одновременно с крещением в 988 году князь Владимир привёз из Херсонеса в Киев ряд икон и святынь. Но до нашего времени не дошло ни одной иконы этого периода, хотя как раз в южных городах Руси располагались крупные художественные центры. Об иконописи можно судить по многочисленным настенным росписям, для исполнения которых князья приглашали лучших мастеров из Византии.
Начало иконоборческому движению положил византийский император Лев III Исавр. Святой Никифор упоминает о вулканических извержениях на двух островах Эгейского моря, которые были восприняты императором как знак Божественного гнева и побудили его к изданию в 730 году эдикта против почитания икон. Его сын Константин V созвал в 754 году церковный собор, осудивший иконопочитание как идолопоклонство. Подоплёкой этих событий было стремление императорской власти сломить экономическое могущество Церкви, лишив её земельных владений и богатств. Имущество и земли монастырей переходили в собственность государства, а сами они упразднялись, монахов силой принуждали вернуться к мирской жизни, иконы и некоторые книги священного содержания уничтожались. Крутые меры властей вынудили иконопочитателей бежать в Сицилию и Южную Италию, в Малую Азию и в Таврику. Один из вождей монашеской оппозиции Стефан Новый рекомендовал искать убежище от гонений именно на «северных склонах Евксинского Понта».
«Во время церковных смут, по старой, ранее указанной дороге находили себе в Южной Тавриде убежище многие преследуемые недовольные епископы, монахи, пресвитеры и, конечно, другие мирские люди. Не один раз на это указывалось в переписке Фёдора Студита» (В.Г.Васильевский, «Стефан Новый»).
Так Таврика становится прибежищем для опальных иконопочитателей, гнездом оппозиции против главенствующей в среде византийского духовенства идеологии. Когда на соборе 754 года епископ готский принял сторону иконоборцев, православные в Готии, «не принимая участия в новшествах беззаконного собрания», предложили в пастыри Иоанна, уроженца Партенита – города у подножия Аю-Дага. Приблизительно в 780 году Иоанн в Константинополе беседовал с императрицей Ириной и «говорил всем со свободой и дерзновением о принятии святых икон». В VIII веке на Аю-Даге старанием Иоанна Готского возникает укреплённый монастырь святых апостолов Петра и Павла. Позднее Иоанн, объединившись с князем Готии, вместе со своим народом выгнал вооружённых хазар из города Дорос и занял горные проходы и южнобережные перевалы. В 785 году он скончался, и останки его были с почестями переправлены на родину, в Партенит, и погребены в монастыре Святых апостолов: «Монастырь этот преподобный снабдил всяким благолепием зданий и святых сосудов и различных книг и поместил в нём множество монахов» («Житие Иоанна Готского»).
Догмат иконопочитания подчёркивает, что чествование икон происходит в смысле внешнего знака почтения, а не служения-латрии, «приличествующего одному только Божескому естеству», и относится не к самому изображению и тем более не к материалу иконы, а к первообразу, следовательно, не имеет характера идолопоклонства. Иконопочитание возможно по причине Воплощения Бога-Слова, Иисуса Христа, изображаемого по человеческой природе, от которой в Его единой ипостаси неотделима природа Божественная. В соответствии с определением «честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу».
В иконе горизонт спроецирован вовне, он находится за зрителем, к которому всегда обращён. Но перемещение перспективы создаёт эффект, что икона смотрит на нас. Следовательно, она не является объектом наблюдения, она отвергает наши притязания превратить её в объект поклонения; это мы предстаём перед иконой, а не наоборот.
На Константинопольском соборе 843 года при императрице Феодоре иконоборчество было осуждено, в ознаменование чего был установлен праздник Торжества Православия, который празднуется до сих пор в первое воскресенье Великого Поста.
Следует отметить, что римские папы осуждали иконоборчество во все его периоды. Так, Святой Григорий II созвал в 727 году в Риме Собор, подтвердивший почитание икон на основании существования в Ветхом Завете скинии и особенно изображений херувимов. Бóльшая часть Италии готова была идти войной на Константинополь, чтобы посадить на престол другого императора. Папа Григорий III с большой ревностью расписывал храмы и заказывал иконы. Чтобы почтить поруганных святых, он установил в Риме, в капелле Святого Петра, общецерковное празднование Дня всех святых. Этот праздник, ставшийсегодня проявлением массовой культуры известен как Halloween – сокращённо от All Hallow’s Eve, то есть Канун Дня всех святых.
Мы мало знаем об иконоборчестве, потому что письменные труды иконоборцев были уничтожены, остались лишь ссылки на них в полемических работах иконопочитателей.
Природная катастрофа 755 года
Ничто не опишет событие лучше, чем первоисточник. В лето 6254 от Сотворения Мира (754 н. э.): «В сем году на восточной стороне показалась продолговатая комета». В лето 6255 от Сотворения Мира (755 н. э.): «В том же году (с 462 года от Рождества Христова год в Византии стали начинать с 1 сентября) с начала октября месяца сделался великий и жестокий холод не только в нашей земле, но и на востоке, и на севере, и на западе, так что северная часть моря на сто миль (157 километров) от берега превратилась в камень на тридцать локтей (около 13–14 метров, если считать малый локоть – 46,8 сантиметра – или римский локоть – 44,4 сантиметра) в глубину и то же было от Зикхии (Черкесия) и до Дуная, от Куфиса (Кубань) реки до Днестра и Днепра и до Мёртвых врат (Керченский пролив), от всех прочих берегов до Мезимврии (болгарский город Несе́бр) и Мидии (государство на Юго-Востоке Чёрного моря). Когда снег выпал на столь толстый лёд, то толщина его увеличилась ещё на двадцать локтей (итого 22–23 метра), и море приняло вид суши, и ходили, как посуху, по льду из Хазарии, Болгарии и от других приморских народов не только люди, но и дикие звери, и домашние скоты.
В феврале месяце 4-го индиктиона этот лёд, Божьим велением, разделился на куски, подобно горам высоким, которые сильным ветром принесены к Дафнусии (остров у входа в Босфор со стороны Чёрного моря) и к Иерону (порт на азиатском берегу Босфора, у выхода из пролива) и в тесноте сгустились у города до Пропонтиды (Мраморное море) и до острова Абидоса, наполнили всё море, чему мы сами были очевидцами, всходили на льдину человек тридцать товарищей и там играли. Находились там и дикие звери, и домашние скоты уже мёртвые.
Всякий мог пешком переходить из Софиан в город, от Хрисополиса (города на берегу пролива Босфор, в азиатской части) до святого Маманта и до Галат (район Константинополя у входа в бухту Золотой рог) – и беспрепятственно. Одна льдина выдвинувшаяся ударилась об лестницу Акрополиса (ныне Большой дворец султана) и сокрушила её. Другая, огромнейшая, ударилась об стену (высота прибрежных стен составляла 10 метров), так что за этой стеной и домы потряслись. Эта льдина, которая поднималась выше стен городских, разошлась натрое и таким образом спасла город от Манган до Восфора. Все жители города, мужчины, и женщины, и дети, непрестанно смотрели на это зрелище и возвращались домой с плачем... В том же году в марте месяце видимы были звёзды, падающие с небес в великом множестве, и все, смотря на это падение их, предполагали скончание настоящего века; при этом были столь великие жары, что пересохли даже источники». Цитируется по книге «Хронография» – Летопись Феофана Исповедника, изданной в типографии М. Каткова в 1884 году.
Судя по описанным в летописи событиям, наша планета столкнулась с сильным метеорным потоком; его типичная структура представлена на рисунке. Сначала в небе стала видна комета, примерно через месяц Земля вошла в рой мелких, но очень быстрых (около 80–100 км/с) частиц. В случае пролёта такой гиперзвуковой частицы диаметром всего 1 миллиметр образуется зона разряжения радиусом 5 сантиметров и длиной не менее 5 метров! Из-за большого количества и высокой плотности такой поток частиц вполне мог образовать над поверхностью Земли зону локального разряжения и, следовательно, лютого холода. Ещё через три-четыре месяца орбиту нашей планеты пересёк поток более крупных метеоритов, который, наоборот, разогрел атмосферную зону.
Неизбежно, что аномальные холода, 9–12-метровый снежно-ледяной покров и последующее резкое потепление привели к катастрофическому затоплению долин Тавриды. Это заставило всех выживших людей искать убежище в пещерных городах, возвышающихся на 600 метров над уровнем современного моря. Следы обширной водной эрозии до сих пор хорошо видны на отрогах второй гряды Крымских гор. А огромные обкатанные водным потоком валуны являются застывшими памятниками разгула водной стихии.
Черноморский бассейн имеет огромную площадь – 2,3 миллиона квадратных километров, а сток всего один – Босфор, и его минимальная ширина всего 700 метров. Известно, что до 90 процентов воды, питающей бассейн Чёрного моря, испаряется с его поверхности. В момент ледостава испарение прекращается. Последующее массовое таяние льда неизбежно привело к половодью и затоплению прибрежных районов Чёрного моря.
Княжество Феодоро – последний осколок Византии
Любое катастрофическое событие легче переносят волевые люди с духовным стержнем внутри. Не случайно природная катастрофа 755 года привела к расцвету христианского государства Феодоро, изначально византийского-готского, но вобравшего в себя весь национальный состав переживших катаклизм народов Тавриды.
Вторая гряда Крымских гор, возвышающаяся на 600– 800 метров над уровнем моря, играла роль естественной границы, разделявшей два хозяйственно-культурных типа: мир кочевников-скотоводов и мир земледельцев горных долин. Княжество Феодоро стало прибежищем для многочисленных православных христиан-иконопочитателей, искавших в нём спасения от завоевателей. В частности, их значительный приток наблюдался после захвата турками-сельджуками Восточной Византии. В православные монастыри Мангупа, столицы Феодоро, переселялись монахи из горных обителей Каппадокии, разграбленных и уничтоженных врагами. Важную роль в становлении и развитии государства сыграли армяне, бывшие жители города Ани, переселившиеся в Феодоро после того как их родина была завоёвана турками-сельджуками. Представители страны с высоким уровнем культуры, эти беженцы обогатили княжество своим многовековым опытом в области торговли и ремёсел. С их появлением были открыты многочисленные приходы Армянской Православной Церкви как в феодоритской, так и в генуэзской части Тавриды. Со временем армяне стали составлять основную часть населения Крыма, причём эта картина сохранялась даже после его завоевания Османской империей. Крымское княжество Феодоро славилось своим сельским хозяйством, в особенности виноградарством и производством вина, отправляемого отсюда далеко за пределы государства. Современные исследователи, производившие раскопки в этой части Крыма, свидетельствуют о том, что практически во всех населённых пунктах ими были обнаружены хранилища вина и давильни винограда, обширные сады и огороды. В XIV веке из Мангупа в Москву вместе с княжной Софией Палеолог приезжает один из представителей правящей династии феодоритов Гаврасов, основавший боярский род Ховриных. Им был доверен контроль над важнейшей областью государственной жизни – финансами. В 1585 году в ознаменование заслуг в становлении финансовой системы Руси Ховриным были пожалованы земли к северу от Москвы, образующие сегодня район Ховрино. В XVI веке от этой фамилии отделились две ветви, представители которых также отмечены в российской истории, – это Третьяковы и Головины. Вероятно, последний правитель Феодоро Александр Гаврас после падения империи счёл себя вправе унаследовать её символику – двуглавого орла с герба последней правящей династии Палеологов, тем более что между Гаврасами и Палеологами существовали родственные связи.
Игорь ДАБАХОВ, Владимир КОМАРОВ