• +7 (495) 911-01-26
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Сущность грехопадения. Беседы с Владыкой Августином

Сущность грехопадения. Беседы с Владыкой Августином

Мы уже касались проблемы преображения человека, его нравственно-духовного совершенствования. 

Но сейчас постараемся подойти к проблеме системно. Разобраться в этой теме нам поможет опытный духовник, православный священнослужитель и писатель Владыка АВГУСТИН (в миру Анатолий Иванович Анисимов) – епископ Русской Православной Церкви на покое, бывший епископ Городецкий и Ветлужский (Нижегородская область). За долгие годы своего пастырского служения он накопил огромный опыт духовной работы с верующими, сомневающимися и ищущими себя людьми, умение вникать в трудные духовные проблемы, помогая тем, кто оказался в сложных жизненных ситуациях. Он давно уже начал излагать свои мысли в статьях и книгах. Творческое наследие Владыки Августина обширно и разнообразно. Предлагаемая вниманию читателей статья представляет собой главу (в сокращении) из его книги «Отойди от зла и соверши благо» (М., 2021) и говорит о грехопадении человека и человечества – казалось бы, тема многократно обсуждённая в богословской и пастырской литературе. Но и на известные темы можно взглянуть с неожиданной точки зрения. Ценность данной статьи в том, что она говорит с читателем на языке, понятном современному человеку, что делает такие материалы востребованными. Чтобы излагать практические основы христианского учения, нужно осознать, где мы находимся, видеть степень нашего несовершенства, понимать, почему человек и человечество деградировали, – только отталкиваясь от этого правильного понимания можно двигаться вверх, к нравственно-духовному совершенству.
_____________

Бог – Творец человека. Бог есть Дух. Бог‐Дух сотворил материального человека. Он соединил духовное начало в человеке и землю. Когда наша жизнь закончится, тело отнесут в землю, и оно распадётся на химические элементы, соединившись с землёй... Мы ходим по земле – по нашему телу.

Наше тело и земля – это одно и то же. Изначально тело человека было другим. Адам как бы светился, имея чистое и здоровое тело. Его атомы и клетки были здоровы и чисты, то есть имели другое качество. Таков был первый человек. Мы говорим, что совершилось грехопадение. «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт 2:16–17).

Адам и Ева знали о запрете, поэтому ходили мимо этого дерева, не вкушая плодов его. Диавол стал разговаривать с Евой и указал ей на плоды дерева, которые Господь запретил вкушать. Он так начал разговаривать, что она глазами диавола взглянула на плоды этого дерева и увидела, что плоды прекрасны. В ней открылось чувство. До этого она оценивала мир лишь духовными очами и заповедью Бога. А теперь она стала оценивать чувствами: «прекрасные плоды», а когда попробовала – «вкусные плоды». Это важный момент. Итак, человек получил новое состояние – он стал чувственным. Далее чувства стали портиться. Третье состояние человека: чувства стали страстными. Нам уже мало просто питаться. Мы кушаем суп солёный, острый. Я хочу не просто чай попить, я хочу сладкого чая. Я не просто одежду хочу, я хочу иметь красивую одежду.

Человек вошёл в новое качество жизни. Четвёртое состояние, когда появляется порок. Например, вы знаете, что вино всегда было как пища. Если мы с вами поедем на Украину, в Молдавию, в Грузию, в Армению, то вы увидите вместе с пищей на столе вино. Вино из яблок, из винограда, из вишен, из чего угодно. Почему вино было пищей? Оно сразу идёт в кровь и быстро подкрепляет силы человека. Если человек замёрз и ему дают вина, он согревается. ...Но в какой‐то момент люди приходят в четвёртое состояние – была страсть, теперь становится порок. Человек уже не может жить без вина. Оказывается, в вине ему важно то, что отключает сознание. Ему хочется запьянеть, потерять разум. И человек становится порочным: страсть перешла в порок. Ему уже не нужно вино, ему нужен алкоголь. Порок – слово, близкое к слову «порог». Когда человек переступил порог, он уже ушёл из дома.
Чтобы вернуться назад, надо снова порог переступить. У одного порок – алкоголь, у другого – наркотики, у третьего – половые извращения, у четвёртого – воровство.

Чувственный человек, душевный живёт чувствами, нервной системой. А нервная система человека изнашивается и притупляется: хочется всё больше и острее.

Зачем мы пришли в Церковь? Мы знаем, что есть Господь, и Господь нам может дать что угодно. Почему мы вдруг все стали несчастные? Есть хоть один здоровый человек? Все больные. ...Мы сегодня несчастны потому, что мы все прошли что‐то, мы уже от чего‐то зависели. Мы изменяли мужьям, жёнам; раздражаемся, гневаемся; все больны осуждением. То есть мы пришли сегодня к Богу какие‐то другие. Что с нами произошло? У нас стало совершенно другое тело. Смыслом и целью нашей жизни стало удовлетворение тела...

Когда мы приходим в Церковь, то здесь видим что‐то совершенно иное. Зачем нам нужны молитвы, зачем нам нужны посты, зачем нам нужны исповеди? Зачем Бог дал всё это нам? Для чего нам это надо? Оказывается, для того, чтобы мы снова стали как первый человек: телом чистые, сердцем чистые, кровью чистые, чтобы наши чувства перестали нами управлять.

...Любой народ, который жил когда‐либо на Земле, был религиозным. Большевики совершили революцию и заставили людей отказаться от Бога – такого никогда не было. Если бы мы узнали о жизни людей, которые придумали тот эксперимент, то увидели бы, как они закончили свою жизнь...

Та жизнь, за пределами храма, что нам предлагает? Учитесь, вступайте в брак, рожайте детей. Но если мы выйдем сейчас в тот мир, пойдём по больницам, войдём в любой дом, то редко где увидим счастье и радость. Зачем нужна Церковь? Зачем мы пришли сюда? Мы пришли в Церковь для того, чтобы снова стать святыми и чистыми. Должны быть чистыми: наше тело, наши чувства, наши мысли – всё должно быть чистым. И если человек станет чистым, то завтра будут чистыми реки, воздух, будет чистой наша Земля. А сегодня всё грязно, всё заражено от грязного человека. Грязный человек всё вокруг себя отравил...

Сегодня из каждых десяти детей девять рождаются больными. Это значит, что мы дошли до предела. Когда мы остались без Бога, каждый из нас остался без Закона: куда хочешь – туда и иди; чего хочешь – то и делай. Оказалось, нельзя так жить на Земле. И когда мы вернулись в Церковь, то поняли, что потеряли.

В Церкви всё точно. Сегодня воскресный день – никто работать не должен, потому что шесть дней Бог творил мир, а в седьмой отдыхал от трудов Своих. Все должны идти к Богу и благодарить Его за шесть прожитых дней, и чтобы Господь нас наставил, как мы должны жить дальше. Каждый день в Церкви совершается богослужение, и на каждом богослужении читается Евангелие этого дня. ...Бог есть Врач и Учитель! Он нас учит, как жить в этом мире. Нужно очень внимательно сейчас жить. Что значит «внимательно жить»? У Бога всё на своём месте. Бог есть Бог порядка, а не беспорядка. Каждый день расписан. Если мы начнём правильно жить, то всё у нас встанет на своё место – наши чувства, страсти. Наша нервная система должна успокоиться, наша память должна работать, ум и разум.

Когда Бог создал первого человека, Он сразу дал ему Закон, как он должен жить на Земле. А родители не всегда нас учат, как мы должны жить. На этой Земле каждый человек должен знать Закон, должен жить в порядке.

Мы видим с вами: ветер дует по закону, весна приходит на смену зиме по закону, зимой замёрзнут реки по закону. Я читал о совершенно удивительном архиепископе Никоне (Рождественском), новомученике Российском. Он был из семьи дьячка. Его мать родила 22 ребёнка... Никто из них не скончался. Хотя раньше считалось нормальным, если один ребёнок умрёт и будет молиться на Небе, а второй пойдёт в монастырь и будет молиться на Земле. А сегодня у нас один ребёнок, куда его? В институт отдать или в монастырь – а кто подаст стакан воды на старости лет? Сейчас идёт пост – Великий Пост. Он длится 48 дней. Это шесть недель, то есть 42 дня самого поста и шесть дней Страстной Седмицы. «Великий», то есть перед великим событием – перед великим праздником, праздником Пасхи. Второй большой праздник – Рождество Христово, перед ним 40 дней поста. Третий праздник – Успение Божьей Матери. Божья Матерь с телом взята на Небо. Перед этим праздником строгий пост две недели. Итак, чем больше праздник, тем больше и строже пост. У Бога всё на своем месте. Как нам узнать, в каком мы находимся состоянии?.. Для этого есть священник. Вы приходите в храм и говорите: «Господи, у меня ничего не получается, ничего не клеится». Никогда не стыдитесь подойти к священнику и сказать: «Вы меня исповедуйте сами, побеседуйте со мной, потому что я не знаю церковной жизни. Я не знаю, куда пришла, кому свечи ставить, зачем? Что делать?» ...Богу нужен каждый человек. У Бога нет преступников, нет больных, кривых, горбатых. У Бога есть люди. И каждый человек, который остался без отца, остался в каком‐то горе, он приходит к Отцу Своему – Богу, который никогда его не упрекнёт... К Богу можно прийти и сказать всё, что угодно. Господь нас услышит, всё поймёт. Но есть одна сложность – мы не видим Бога. Но дело в том, что Бог здесь, Господь всегда рядом с нами. Вы идёте по улице, а Господь рядом с вами. Где вы только имя Божие призовёте, там и Господь с вами. Не ищите Бога там или там – Господь везде. Бог есть Дух, Бог всё держит. Если бы Бога не было, то не было бы этого мира. И когда мы с вами не обращаемся к Богу, то наша жизнь разрушается. «Без Бога не до порога».

Итак, надо установить со Своим Отцом те отношения, о которых мы с вами говорили. Чтобы Он нас знал, как своих детей. Поэтому мы приходим в Церковь и крестимся. С момента Крещения мы – дети Бога... А дальше мы должны знать следующее: никто из нас не умрёт. Когда закончится жизнь нашего тела, оно от нас отойдёт. А что же в нас останется? Останется наша личность, наше «Я». Мы как личности остаёмся. И когда душа выйдет из тела, то может сподобиться увидеть ангелов, Господа, Божью Матерь. Когда будет Второе Пришествие Христа, то все люди опять соединятся со своими телами, но тела будут иметь другие качества. Будет какая‐то иная жизнь, о которой мы не знаем. Но сейчас мы с вами живём ещё в этом теле, и это наше тело – грешное. Почему оно грешное? Потому что оно страстное, чувственное, а нам нужно всё определять разумом, а разум должен знать Закон Бога. И когда вы приходите в Церковь, то должны знать о себе, кто вы есть. Чтобы узнать о себе, мы приходим к священнику и говорим: «Батюшка, побеседуйте со мной»... Священник от имени Бога начинает нас очищать. Когда вы называете какой‐то грех, вы должны сказать: «Прости меня, Господи!» Богу нужно слово «прости»... И если мы с вами пройдём всю нашу жизнь, если мы найдём такого батюшку, который побеседовал бы с нами обо всей нашей жизни, то это очень хорошо. А потом что делает батюшка? Он накрывает нас епитрахилью – это такая священная одежда, знак благодати Божьей. Он над нами читает две молитвы... Первая. Чтобы Господь простил нам грех, в котором мы каемся. Вторая. Батюшка просит, чтобы Господь нам дал благодать справиться с этим грехом и больше его не совершать. Меня печалит то, что вы приходите на исповедь, говорите о грехе, но уходите – и снова его повторяете. Грех – это наша болезнь. Самый главный вопрос в чём? Очистить нашу душу – с одной стороны, а с другой – нам нужно научиться правильно жить. Вы имеете молитвослов, в нём есть Заповеди Бога. Заповедь – это то, что нам даёт Бог, как мы должны жить. Это идеальное состояние поведения человека.

Почитайте Заповеди Моисея и Заповеди блаженств Иисуса Христа. Сравните свою жизнь с ними, и вы увидите отклонения в своей жизни от Заповедей. Тогда вы начнёте исповедоваться в том, что у вас не так. Нужно обязательно говорить о своём грехе священнику. Если нет рядом священника, а вы вспомнили какой‐то грех из своей жизни, то скажите: «Господи, прости меня, я совершил вот это...». Слово «прости» означает, что я больше так делать не буду. Это важно! Не просто сказать Господу – и тут же повторить заново. А сказать «прости, Господи» – значит, больше я этого делать не буду. И ещё – помоги, Господи, чтобы я больше этого не делал. Потому что есть грехи, такие как алкоголизм, блуд, наркомания, воровство, осуждение, зависть, – это такие страшные болезни, которые так просто не отойдут, поэтому нужно бороться с ними. Бывает, что мы несём грехи наших родителей. Я, как священник, очень много наблюдаю за людьми. Всегда спрашиваю: «Какие у вас были родители, чем они занимались, что делали, как жили». И вижу, что мы несём кару за наших родителей, за дедов, за бабушек, за прадедов. Никогда не волнуйтесь, если у вас есть какой‐то недостаток в характере, потребности, зависимости. Вопрос не в этом, вопрос в том, чтобы прийти к Богу. Прийти к Богу и за Господа держаться, от Бога не отходить. И Господь в своё время всё вам даст и освободит от ненужного. Теперь начинается некоторая борьба. Когда человек приходит к Богу, Бог ему даёт большую благодать, а потом эту благодать начинает понемножку забирать. Почему? Чтобы мы сами потрудились. Поэтому если у вас есть какая‐то зависимость, болезнь, недостаток в характере – вы должны потрудиться сами. И святые отцы говорят: Бог спасает нас не без нас. Вторая ошибка: мы приходим, ставим свечку Господу или святым и говорим: «Я болею такой‐то болезнью, ты меня исцели от этой болезни». И мы ждём чуда. Совершится чудо или не совершится?.. Ошибка заключается в том, что мы должны сказать подругому: «Господи или Целитель Пантелеимон, вразуми меня, как мне от этой болезни исцелиться». Значит, если мы с вами заболели, у нас болит желудок, посмотрите, как вы питаетесь, как живёте, какие поступки совершаете,– и увидите, что надо изменить образ жизни – и станет всё по‐другому. В Церкви всё на своём месте. Как питаться, как правильно жить – всё вам здесь скажут. Сегодня врачи говорят, что все болезни от нервов. А в Церкви что в первую очередь лечится? Нервы, потому что человек становится бесстрастным. Нервная система у него становится спокойной. Итак, мы пришли в Церковь. В Церкви есть все лекарства, свой Закон, свои врачи, здесь всё есть. Кто наши врачи? Сам Господь, Ангелы, которые есть у каждого человека, святые, чьи имена мы носим. Мы можем обратиться к любому святому, и он нам поможет в любом начале. Все люди заметили, что очень помогает Николай Угодник. Когда нам не ясен какой‐то путь жизни, мы обращаемся к Смоленской иконе Божьей Матери (Путеводительнице). Когда нам не ясна жизненная цель, мы обращаемся к Казанской иконе Божьей Матери, для прозрения очей духовных и телесных. Когда не клеится семейная жизнь, обращаются к мученикам Гурию, Самону и Авиву, к Петру и Февронии, и они просят Господа об укреплении нашей брачной жизни. Господь хочет, чтобы мы сделали усилие, тогда мы не просто свечку ставим, а начинаем молиться. Молитва есть непосредственное обращение со словами и с чувствами. Когда мы совершаем вечернее правило, то часто наши чувства в этом не участвуют. Мы просто говорим слова, зеваем, совесть спокойна. Мы помолились с вами? Нет, не помолились. Правило
совершили? Совершили. А молитву? Нет. А как же нам научиться молиться? Как научиться молиться, чтобы Господь сделал наших детей послушными?.. И тогда мы начинаем читать жития святых. Кто такие святые? Это такие же люди, как и мы с вами. Но почему‐то они стали святыми. И когда мы читаем жития святых, то через эти жития мы учимся, как нам стать святыми.

Мы говорим: «Наши родители ушли без покаяния, не соборовались, не причащались». И наша душа очень скорбит за родных. Что же делать? Как же нам вымолить наших родных? И тогда нам говорят, что есть житие блаженной Ксении Петербургской. И когда мы прочли его, то увидели, что эта женщина была такая же, как и мы с вами. У неё внезапно умер муж. Как же поступила эта женщина? 45 лет она вымаливала его у Бога и говорила: «Господи, лучше мою жизнь забери, но пощади его душу». Раньше люди очень боялись попасть в ад. К Пушкину после окончания дуэли пригласили священника, который его исповедовал. Священник, выходя от Пушкина, сказал: «Какая чистая душа». Л.Н.Толстой просил, чтобы привели священника, но те, кто его окружал, не допустили этого. Говорят, что к Ленину хотели пригласить священника, когда он был очень болен, но Крупская сказала: «Не надо». Но Господь никого не осуждает. Господь бьётся за каждую душу. Помните, когда Христос был в горнице со своими близкими людьми в их доме, то неожиданно крыша раскрылась, и четыре человека на верёвках спустили вниз парализованного человека. Они волновались за него и решили помочь таким вот необычным способом. Господь не сказал расслабленному: веришь или не веришь. Он сказал: «...прощаются тебе грехи твои» (Мф 9:2). А почему Он так сказал? Потому что тот человек был болен за грехи... Но Господь ему их простил за веру тех людей, которые ему помогли. И мы должны за своих родных молиться, привести этих расслабленных в храм. Они не идут, упираются, тогда мы должны в своей душе принести их сюда. Мы должны в храме за них молиться. И вот, мы пришли как расслабленные и говорим: «Господи, Божья Матерь, Ангелы, помогите нам»! Мы много видим грязи. Грязные улицы, грязные дети, грязные души. Грязные мысли, слова: клевета, ложь, осуждение! Включаешь радио, телевизор – там грязь. Книги открываешь, с людьми разговариваешь – грязь. Очень важно, чтобы в каждом доме был хотя бы один человек верующий. И если мы сегодня не придём к Богу, то Россия не встанет. Чтобы Господь нас услышал, я прошу вас о следующем. Никогда никого не осуждайте. Это не входит в план Бога. Поэтому Христос говорит: «Не судите». Что бы ни делал человек, не судите. Молитесь за него. Просите у Господа: «Господи, укрепи нашего президента, патриарха».

Когда вы поговорили со священником и узнали свои болезни, грехи, что же дальше делать? А дальше нужно исцелиться от этой болезни. Как исцелиться? На первое место положите себе пост. Любите поститься. ...Пост нужен для того, чтобы сказать: «Прости нас, Господи!» Пост – это начало покаяния, согласие на пересмотр всей нашей жизни... Чтобы тело стало послушным, чтобы тело больше нашим умом не управляло, затихло, успокоилось. Во время поста появляются какие‐то особые силы. Вы станете чистыми изнутри, так как вы очиститесь от ненужной шелухи. Пища должна быть простая: овощи, каши. И вы почувствуете, как внутри станет просто. Пища должна быть чистой, и вы будете чистыми, кровь станет другой, и чувство успокоится. Наши чувства перестанут быть страстными. Когда закончится пост, тело наше станет чистым и послушным, и снова набирать в себя грязь – это будет так печально.

Когда отец привёл бесноватого сына, и когда Христос его исцелил от беса, то Христос сказал: «Сей род исцеляется постом и молитвой». Пост – начало всех начал. Молиться нужно, чтобы предстать перед Богом в спокойном состоянии, чтобы Господь нас слышал. Пусть пост станет для вас нормой жизни. Сейчас Великий пост. Постарайтесь посещать службы вечером после работы, в будние дни. Службы во время поста чудные: особые молитвы, песнопения. ...Во время поста обязательно нужно исповедоваться и причащаться. Вы увидите, какая у нас будет радость, какой праздник, когда мы будем подходить к Пасхе. Мы должны быть готовы к этому событию. Мы поймём, кто такие святые; мы поймём, что хочет от нас Господь; мы поймём, зачем нужна Церковь. Господь печалится о нас в том плане, что мы стали совсем не такими: мы губим животных, птиц, тот мир, который Господь сотворил. Погубили воду, воздух; даже законы, и те стали сбиваться по вине человека. Сегодня сами люди говорят: «А будет ли существовать Земля? Может, и Земля скоро разрушится?» А кто её разрушил? Бог? Нет, человек. Какой человек? Грешный, который стал служить больше диаволу, чем Богу. Старайтесь больше читать Евангелие, жития святых. Не меняйте Бога ни на кого... Ничего не бойтесь. Бойтесь отойти от Господа. Поминайте своих родных, которые не дожили до этого времени. Просите, чтобы Господь помиловал их. Не отчаивайтесь... Помните об одном – ничего мы с собой из этого мира не возьмём, кроме наших грехов или нашей чистоты. Всегда помните о своей душе!

Я себя и вас поздравляю с нынешним чудным праздником – праздником поста! День ото дня, неделя от недели, седмица от седмицы вы будете чувствовать себя всё лучше и лучше. Я вам желаю здравия духовного, желаю вам и себе, чтобы мы сумели понять красоту жизни, которую нам дал Господь, чтобы мы могли почувствовать чистоту жизни.

Христос Воскрес, и мы должны к празднику Пасхи тоже воскреснуть! На этот Праздник Праздников мы должны прийти обновлёнными. Спаси вас всех Господь!


© 2024 Наука и религия | Создание сайта – UPix