Дмитриев был специалистом в области экологической геологии, использования математических методов в науках о Земле, исследования грозовых процессов
К 90‑летию со дня рождения А. Н. Дмитриева
Три года назад ушёл из земной жизни Алексей Николаевич Дмитриев, очень яркий человек, крупный учёный и просветитель, педагог и наставник, неутомимый исследователь Сибири и особенно Алтая, доктор геолого-минералогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, автор более 300 печатных работ, в том числе десяти монографий. Дмитриев был специалистом в области экологической геологии, использования математических методов в науках о Земле, исследования грозовых процессов и космо-земных взаимосвязей для выявления характера климатических изменений.
После окончания Томского государственного университета по специальности «Геология» в 1957 году Дмитриев переезжает в Новосибирск и поступает на работу в Западно-Сибирский филиал Института геологии РАН, впоследствии преобразованный в Институт геологии и геофизики СО АН СССР (ИГиГ СО АН СССР) в новосибирском Академгородке. То есть он был представителем той первой плеяды молодых учёных-энтузиастов, которые вместе с академиками М. А. Лаврентьевым, С. Л. Соболевым, А. А. Трофимуком создавали своими трудами и открытиями академическую науку в Сибири, выдвигали её на высший мировой уровень.
Местом его проживания и основным местом работы начиная с 1957 года и до конца жизни был Новосибирск, но объектами исследований – вся Сибирь, весь Советский Союз, а начиная с середины 1990‑х годов – вся планета Земля, а также ближний и дальний космос.
Как и у большинства людей его поколения, биографию Алексея Николаевича можно разбить на два крупных периода: советский и постсоветский. Советский период – это период пассионарного подъёма, когда в единую силу соединились и заработали сразу несколько мощных факторов: возросшая мощь победившего во Второй мировой войне Советского государства, огромные ресурсы, выделенные на освоение и развитие Сибири и Дальнего Востока; высокие цели и очень сильные руководители-учёные мирового масштаба и одновременно – патриоты-государственники.
Директором и основателем Института геологии и геофизики СО АН СССР был Герой Социалистического Труда, лауреат двух Сталинских премий, награждённый шестью орденами Ленина, академик Андрей Алексеевич Трофимук. Под его руководством у сотрудников института, образно говоря, вырастали крылья. О масштабах сделанного можно судить даже по экспозиции Геологического музея в здании Института в Академгородке и расположенной там интерактивной карте. Были открыты и разведаны сотни месторождений нефти, газа, золота, алмазов, урана, редкоземельных элементов… Подготовлены к промышленному освоению минерально-сырьевые ресурсы практически по всем элементам таблицы Менделеева на всём пространстве Сибири и Дальнего Востока. Академическая наука была встроена в этот процесс по линии министерства геологии, министерства обороны, отраслей нефтегазового комплекса, других министерств и ведомств.
Очень часто эти работы были сопряжены с секретностью, и эти открытия, как и их герои-геологоразведчики, не предавались широкой огласке. Например, за открытие золоторудного месторождения «Сухой Лог» в Иркутской области шесть человек были удостоены звания лауреата Ленинской премии – по секретному постановлению ЦК КПСС и СМ СССР.
А. Н. Дмитриев, как и его коллеги, активно участвовал в подобных работах. Он был награждён орденом «Знак почёта», многими ведомственными, академическими и региональными наградами. Параллельно шла работа по развитию теоретических основ и методов ведения геологоразведочных работ. Это находило отражение в патентах на изобретения, научных публикациях, диссертациях. Алексей Николаевич последовательно защищает кандидатскую и докторскую диссертации по геологическим наукам, а затем кандидатскую диссертацию на соискание учёной степени кандидата физико-математических наук, становится профессором Новосибирского государственного университета. В те годы эти результаты свидетельствовали о достижении научного уровня мирового класса.
На втором этапе своей профессиональной биографии, в конце перестройки, Алексей Николаевич сосредоточился на изучении влияния внешних по отношению к Земле (экзогенных) факторов. За последние 30 лет своей деятельности он с минимальными ресурсами проделал огромный объём исследований и учебно-просветительских работ. Опираясь на небольшой круг своих учеников и соратников, используя открывшиеся благодаря появлению Интернета возможности доступа к международным базам данных геофизической и иной информации по исследованию планеты и космического пространства, он осмысливал происходящие в биосфере Земли изменения и доводил до соратников и научной общественности своё видение наметившихся тенденций. В качестве полигона натурных наблюдений он использовал находящийся недалеко от Новосибирска Горный Алтай, где ежегодно, как правило, в летний сезон, проводил небольшие экспедиции.
27–29 июля этого года в Горном Алтае прошла научная конференция, посвящённая А. Н. Дмитриеву и проводившаяся по инициативе его соратников и учеников без какой-либо финансовой поддержки со стороны государственных и корпоративных структур, что само по себе редкое явление. Место её проведения выбрано также не случайно: многие объекты Каракольской долины неоднократно исследовались в экспедициях под научным руководством А. Н. Дмитриева.
Тематика конференции связана с научными направлениями, которые Алексей Николаевич развивал особенно интенсивно в последние 30 лет:
– текущие преобразования на Земле и в Солнечной системе;
– аномальные природные явления;
– физика модифицированного вакуума;
– медико-биологические проблемы современности.
Я познакомился с Алексеем Николаевичем в начале 2000‑х, когда мы вместе под руководством академика В. П. Казначеева работали над коллективной монографией «Ноосферная экология и экономика человека». Из всего обширного спектра научных направлений его деятельности меня больше всего заинтересовали обширные познания Алексея Николаевича в области глобальной экологии и анализа причинно-следственных связей изменения климата на планете. В 2010 году мы подготовили с ним большую совместную статью «Сибирская специфика глобального потепления». Она вызвала большой интерес среди читателей в то время. По решению оргкомитета она включена в сборник докладов конференции.
Сейчас, спустя 13 лет после её публикации, актуальность затронутых в ней вопросов и сделанных выводов только возросла. Например, в июле текущего года был трижды побит температурный рекорд за всю историю метеонаблюдений на планете: на юге Италии температура воздуха в тени достигала 48 градусов по Цельсию, а в Китае – 52 градусов. В Свердловской области дважды за лето случалось подземное возгорание торфяников, которое с огромными усилиями удалось потушить. Непригодной для жизни людей и животного мира, по данным институтов ООН, считается территория, на которой устанавливается среднесуточная температура выше 35 градусов по Цельсию. Ниже приведены основные тезисы из этой статьи, осмысленные с позиций сегодняшнего дня (А. Н. Дмитриев, А. А. Кисельников «Сибирская специфика глобального потепления»//Вопросы статистики, 8/2011, с. 72–78).
Сибирская специфика глобального потепления
Вопрос первый: что мы переживаем – потепление или похолодание, или это просто циклические колебания из жары в холод под действием огромного количества факторов?
В статье приведён график: «Глобальное повышение температуры Земли за 100 лет». На наш взгляд, из него с очевидностью следует, что за последние 100 лет на Земле в среднем становится теплее, то есть действительно имеет место процесс глобального потепления.
Второй вопрос: идёт ли этот процесс с ускорением или замедлением и насколько он связан с хозяйственной деятельностью человека? Данные за последние 50 лет позволяют говорить об устойчивом росте и даже о некотором ускорении по сравнению с линейным трендом. В то же время этот период нельзя назвать исключительным в мировой истории – даже в 1900–1940 годах наблюдался аналогичный по темпам рост средней температуры на планете.
По поводу роли человека в процессе потепления сам график температур, естественно, ответа не даёт. Среди экспертов существуют разные точки зрения. Жёсткие причинно-следственные связи между трендом климатических изменений и катастрофическими социально-экономическими последствиями научно не доказаны. Но поводов задуматься более чем достаточно. Например, в период резкого температурного подъёма с 1915 по 1945 год «уложились» обе мировые войны и Великая Октябрьская социалистическая революция. Предшественниками крупных землетрясений являются резкие изменения электромагнитного фона. Поэтому события в Нагорном Карабахе и землетрясение в Спитаке вполне могут быть связаны между собой.
Применительно к рассматриваемой нами проблеме глобального потепления вполне уместен девиз: «мысли глобально – действуй локально». Если повышение средней температуры на планете за 100 лет на 1 градус по Цельсию не представляется катастрофическим с точки зрения видового разнообразия и условий жизни человека, то температурные изменения в региональном разрезе могут достигать гораздо бóльших и уже весьма опасных значений. Анализ фактических данных позволяет сделать следующие выводы:
- За последние 30 лет поширотное потепление имеет следующие количественные оценки для максимумов: для экваториальных широт – (+ 0,7 градуса по Цельсию – + 1,1 градуса); для средних широт – (+ 2,2 – + 3,1); для полярных областей – (+ 4,8 – + 6,2).
- Теплеет наиболее интенсивно в максимально холодных местах и в наиболее холодные периоды времени (зимы становятся «мягче», а лето – «прохладнее»).
- Растут температурные градиенты (перепады) в отдельных местах за сутки, стремясь к 100 градусам Цельсия; при этом отмечаются и частота, и расширяющаяся география высокоградиентных событий.
Из приведённых данных следует, что процесс глобального потепления крайне неравномерно распространяется по территории Земли, что делает жизненно необходимым проведение регулярных климатических исследований в региональном разрезе. Сибирь в этом вопросе имеет особый приоритет, поскольку на её территории отмечен максимальный рост температур во всём Северном полушарии. В первую очередь речь идёт о знаменитом «Сибирском тепловом овале», расположенном в устье Оби и Енисея, да и всей Приполярной России.
Причины и следствия изменения климата в Сибири и Арктической зоне
В качестве основной причины потепления климата на планете населению навязывается версия об антропологической нагрузке на планету – выбросе в атмосферу двуокиси углерода (СО2) в результате человеческой деятельности. Эта мысль закреплена в итоговых документах Саммита в Рио-де-Жанейро («Повестка дня на 21 век», 1992), Киотском протоколе и других крупнейших мировых саммитах. Следствием является политика глобалистов по принуждению большей части стран мира к деиндустриализации, декарбонизации и осуществлению на их территориях «зелёной повестки».
С позиций теории о преобладающей роли антропогенных факторов (хозяйственной деятельности человека) в процессе потепления на планете невозможно объяснить фактическую динамику этого процесса: почему процесс потепления идёт на порядок (то есть в десять раз) быстрее в тех зонах, где человеческой деятельности практически нет (Арктика, Гренландия, российская приполярная зона…), чем в местах её наивысшей концентрации (агломерации Нью-Йорка, Шанхая, других мегаполисов).
Зато эти явления хорошо объяснимы с позиций теории о фазовом переходе метана из газогидратного состояния в газообразное. Которая, в свою очередь, опирается на теорию неорганического происхождения углеводородов на нашей планете. Ещё в 1980‑е годы группа сибирских учёных под руководством академика А. А. Трофимука научно обосновала эту гипотезу и дала первые количественные оценки этих процессов. В статье (А. Н. Дмитриев, А. А. Кисельников, 2011) приведены ссылки на научные публикации, основные цифры и выводы. Главной причиной (и фактором) потепления на планете является фазовый переход метана из газогидратного состояния в газообразное, а «парниковый эффект» в Сибири является следствием этого процесса – происходит автоподогрев атмосферы за счёт испарения воды, СО2 и других парниковых газов с крупнейших в мире болот Западной Сибири. Объём выделяемой при этом тепловой энергии многократно превышает выброс тепла от человеческой деятельности.
О геофизической специфике Сибирского региона
Всем хорошо известны природные богатства Сибири, расположенные как на поверхности (водные, лесные, земельные ресурсы), так и в её недрах. Можно сказать, что это «избитая тема». Гораздо меньше известно, что на территории Сибири расположена рекордная для Земли «концентрация магнитной энергии». На водоразделе нижних течений рек Енисея и Лены (приполярные и заполярные широты) расположена Мировая Восточно-Сибирская магнитная аномалия с рекордной напряжённостью магнитного поля более 60 тысяч нанотесл. По некоторым геофизическим оценкам эта аномалия погружена в глубины мантии Земли (более тысячи километров) и простирается вверх над земной поверхностью на высоту до 3000 километров. То есть это своеобразная «магнитная антенна» нашей планеты, которая наряду с другими Мировыми магнитными аномалиями (Канадской, Приантарктической и Бразильской) участвует в общепланетарном регулировании состояния геомагнитного поля.
Сейчас происходит движение магнитных полюсов навстречу друг другу (со скоростью более 40 километров в год). Во время стабильного состояния магнитного поля Земли магнитные полюса перемещаются со скоростью не более 10 сантиметров в год. Для нас существенно то, что и инверсия, и экскурс (смена знаков магнитных полюсов с северного на южный и наоборот) сопровождается резким потеплением климата Земли, чему мы и являемся свидетелями.
Другая особенность состоит в том, что при переполюсовке (и при инверсиях, и при экскурсах) происходит резкое снижение геомагнитного поля. При этом Земля теряет свою магнитосферную защиту, а за счёт ионосферы и космического радиационного материала идёт огромный прирост радиации в приземной атмосфере. Местами усиление природного «радиационного воздействия» уже началось. В частности обнаружилось, что отрицательная Бразильская Мировая магнитная аномалия (прибрежная часть Южной Америки в приэкваториальной области) снижает свою напряжённость, сейчас она имеет всего лишь около 23 тысяч нТл. Канадская, Восточно-Сибирская, Приантарктическая (положительные Мировые магнитные аномалии) обладают напряжённостью более 59 тысяч нТл. Из-за низкой напряжённости Бразильской аномалии на её площади высыпается в тысячи раз больше радиационных частиц, чем на других территориях. Со всеми вытекающими последствиями.
Некоторые выводы о специфике климата Сибирского региона
- В Сибири и на Дальнем Востоке отмечаются максимальные регистрации повышения температуры в целом на планете.
- На территории Сибири на протяжении 30 лет (1980–2010) отмечено минимальное количество существенных метеокатастроф.
- Повышение напряжённости геоактивного поля Восточно-Сибирской магнитной аномалии положительно сказывается на всей территории Сибири. Например, повышение напряжённости магнитного поля ежегодно для Новосибирска достигает 40 нТл, в то время как для Европы отмечается значительное снижение.
- В условиях нарастания дефицита пресной воды на планете обеспечение Сибири пресной водой и гидроресурсами будет только нарастать.
- Низкая, по сравнению с другими регионами Земли, техногенная нагрузка на территорию способствует сохранению видового разнообразия животного и растительного мира.
Приведённые выше пять доводов касаются главным образом южной широтной зоны Сибири и Дальнего Востока, расположенной вдоль Транссиба, в которой проживает примерно 80 процентов населения этого макрорегиона. По сравнению с другими макрорегионами планеты, где нарастает негативная энтропия природных процессов, делающая их непригодными для проживания людей (высокая температура, нехватка воды, плодородной земли, высокая сейсмичность…), эта территория (север Евразии) выглядит потенциальным «Ноевым ковчегом» в окружении нарастающего природного Апокалипсиса. А. Н. Дмитриев называл её «природно-паритетной территорией».
Наряду с этим в результате происходящих изменений обострилось несколько видов угроз, которые непосредственно затрагивают Приполярную и Арктическую зоны, но опосредованно и всю страну. Главная из них – ускоренный процесс таяния льдов и вечной мерзлоты. Тогда, в 2011 году, в конце статьи авторами был сделан следующий вывод: «Если в результате лесных пожаров в России сгорело 1600 сельских домов и их восстановление рассматривается в качестве проблемы национального масштаба, то можно представить масштаб задач по переселению городов из зоны вечной мерзлоты, когда начнут рушиться фундаменты на сваях, а заодно и системы нефтегазодобычи (скважины, трубопроводы…) и инфраструктура. Пока анализу этой угрозы не уделяется должного внимания, и соответствующий сценарий действий даже не сформулирован при разработке многочисленных программ».
P.S. Что можно сказать сейчас, с позиций 2023 года, уже без Алексея Николаевича Дмитриева? На мой взгляд, в качестве оппонента коллективному Западу в этот раз выступают не кремлевские «коллеги и партнёры», а сама Природа, с которой невозможно договориться «по понятиям», невозможно ей и приказать. Мониторинг, который они ведут в реальном времени, показывает, что ситуация вышла из-под контроля и, если не будут сделаны выводы, может закончиться катастрофой. Но никто не может спрогнозировать точно, когда это случится. Подрыв магистральных трубопроводов по сути означает перевод неуправляемой системы, которая движется к точке бифуркации, в контролируемое и управляемое (проектное) состояние посредством специально организованной диверсии.
Александр КИСЕЛЬНИКОВ
Источник: «НиР» № 11, 2023