Учёные и философы от Циолковского до Хокинга говорили о необходимости космической экспансии не только как механизма расширения сферы знаний и умений
Незавершённая миссия нашей автоматической межпланетной станции «Луна‑25» невольно заставляет вспомнить старое высказывание Галеаццо Чиано, министра иностранных дел Италии времён Муссолини: «Как обычно, у победы находится сотня отцов, а поражение – сирота». Позже эту фразу повторил американский президент Джон Кеннеди в связи с неудачей вторжения на Кубу. Но стоит внимательно присмотреться к логике и особенно к темпам космической гонки последних десятилетий, как возникает сомнение: а существует ли на самом деле гонка, соревнование достижений в этой области, которые могут быть использованы в конкурентной борьбе или во имя научно-технологического выхода на новые рубежи? И вообще, если разговор зашёл о перспективах космической экспансии человечества, стоит ли игра свеч, а результат – труда? Подобного рода вопросы могут возникнуть у наших современников, а особенно у людей, родившихся после «геополитической катастрофы», для которых эпоха 60‑х и середины 70‑х годов прошлого столетия, эпоха прорыва к звёздам, как говорилось в прессе тех лет, является всего лишь набором исторических сведений, не вызывающим особого воодушевления, как, например, полёты братьев Монгольфье или братьев же Райт… Можно ли полагать, что общество потребления, даже в период наибольшего благополучия, начисто лишено «героического энтузиазма» и обречено на духовное вырождение?
Выживет ли такое человечество, замкнутое на свой уютный мирок, в случае катастрофы космического масштаба? Не приведёт ли замедление или смена целеполагания в этой сфере к тому, что рано или поздно возникнет практически нерешаемая проблема уже не экспансии, а эвакуации?
1
Хотелось бы сказать, что сейчас на слуху ситуация с «Луной‑25» в частности и с нашей космической программой в целом. Но, увы, лунная тема вызвала лишь лёгкую рябь в морях информационных ресурсов, дежурные нападки и злорадство наших недоброжелателей, да чего уж там – откровенных врагов, и взвешенные оценки патриотически настроенных экспертов, хотя и они сквозь зубы признавали, что неладно что-то в Роскосмосе и смежных структурах. Нет массового интереса к космическим программам, причём не только у нас, но и практически во всём мире. Достижения тех или иных национальных программ воспринимаются как сами собой разумеющиеся следствия научно-технического прогресса, да к тому же достижения эти, как правило, не носят прорывного характера, а лишь воспроизводят успехи былых времён.
Так вот, о временах. Статистика подсказывает, что по лунному проекту в СССР начиная с 1958 и до 1976 года было запущено 45 автоматических межпланетных станций (АМС). Из них тридцать одна попытка была неудачной: подводила ракета-носитель, что-то не срабатывало на разгонном участке на околоземной орбите, что-то отказывало уже на орбите лунной, как в последнем случае. Тем не менее удачи с «Луноходами» и с доставкой лунного грунта на землю в те годы весьма впечатляли. С тех пор прошло чуть ли не полвека, попытки реанимации старой АМС «Луна‑25» предпринимались ещё в 1997 году, но нелёгкие периоды нашей экономики и проблемы на внешнеполитическом контуре привели к тому, что космические программы начали субсидировать, как говорится, «по остаточному принципу».
Сказалась и организационная неразбериха – соответствующие структуры то разъединялись, то укрупнялись, руководству Роскосмоса приходилось много сил и времени (впрочем, как и в советские времена аналогичным начальникам) тратить на аппаратные игры и битвы за бюджеты. Между тем сказывался разрыв поколений – старые специалисты давно ушли на пенсию, молодые по тем временам уже фактически сегодняшние пенсионеры, а пришедшие в эту область управленцы, юристы, финансисты, менеджеры, при всей их талантливости в своих сферах, не могли заменить «технарей».
В итоге лидирующие позиции России на международном рынке пусковых услуг и в двигателестроении стали постепенно слабеть. Первый тревожный звоночек прозвучал лет десять тому назад, когда мы были лидерами (32 запуска только в 2013 году), но через пару-тройку лет нас опередили американцы, а потом и китайцы. К тому же скандалы, связанные со строительством космодрома «Восточный» тоже, мягко говоря, не улучшали имидж отечественной космонавтики. А после того как была принята федеральная космическая программа на 2016–2025 годы с упором на лунные проекты, сократилось субсидирование на запуски аппаратов, связанных с геопозиционированием и навигацией (ГЛОНАСС), картографией, связью, телевидением и другими, менее амбициозными, но конкретно необходимыми задачами.
Но повод ли неудача с «Луной‑25» посыпать голову пеплом, рвать на себе одежды, устраивать истерики в духе «всё пропало» и тому подобные сеансы самоуничижения, коим любят предаваться некоторые либерально настроенные деятели?
2
Вообще-то национальные лунные программы просто «усеяны» неудачами. Так, например, в 2018 году китайский радиоастрономический спутник «Лунцзян‑1» не смог выйти на лунную орбиту из-за отказа системы управления. А в 2019 году американской ракетой-носителем Falcon 9 с мыса Канаверал (штат Флорида) был запущен израильский аппарат «Берешит», который разбился при посадке на Луну из-за сбоя бортового датчика ускорения, что привело к выключению основного двигателя и потере контроля над аппаратом. В том же году из Космического центра имени Сатиша Дхавана на острове Шрихарикота в Бенгальском заливе была запущена индийская АМС «Чандраян‑2», но связь с посадочным модулем «Викрам» была потеряна на высоте около двух километров от поверхности. А вот «Чандраян‑3» успешно прилунился через несколько дней после нашей неудачи. Индия, таким образом, стала четвёртой страной, которая смогла посадить аппарат на Луну.
В ноябре 2022 года американцы запустили ракету-носитель SLS (Space Launch System) с космическим кораблём Orion в рамках лунной программы Artemis. Два аппарата, запущенных вместе с Orion и предназначавшихся для изучения Луны, не смогли выполнить свою миссию: была потеряна связь с японским посадочным модулем, который должен был отработать технологию полужёсткой посадки на поверхность, и американским орбитальным аппаратом Lunar Ice Cube для поиска льда. А в декабре 2022 года с помощью того же носителя Falcon 9 стартовала международная миссия в составе японского посадочного аппарата, лунохода Объединённых Арабских Эмиратов и малого японского лунохода-робота. В итоге все они разбились, американский же аппарат Lunar Flashlight для поиска льда на поверхности последовал за ними.
Между тем незавершённая миссия «Луны‑25» всё же дала определённые результаты. На лунной орбите нейтронный и гамма-спектрометр АДРОН-ЛР зафиксировал наиболее интенсивные линии химических элементов лунного грунта, что в будущем позволит более точно настроить системы анализа лунных пород. Кроме того, тогда же впервые был включён ионный анализатор АРИЕС-Л для изучения приповерхностной ионной экзосферы в приполярной области. Полученные данные позволят выбрать оптимальный режим приборов для будущих миссий. Обработка двух кадров съёмки лунной поверхности посадочными камерами системы СТС-Л позволила специалистам привязать их к цифровой модели рельефа, что позволит следующим АМС более точно определять параметры орбиты.
Генеральный директор Роскосмоса Юрий Борисов после начала миссии напомнил о планах: «2027 год – это “Луна‑26”, 2028‑й – “Луна‑27”, в 2030‑м или после 2030‑го – “Луна‑28”. После этого с коллегами из Китая будем переходить к новой фазе – возможности пилотируемого посещения Луны и строительства лунной базы. Это длительная важная программа, к которой, мы надеемся, будут присоединяться многие страны». А после неудачи пояснил: «Ни в коем случае нельзя прерывать лунную программу, это было бы самое неверное решение. Я думаю, что негативный опыт прерывания лунной программы практически на 50 лет является основной причиной неудач. Нам приходится по сути дела по новой осваивать все технологии – конечно, на новом техническом уровне». А затем сказал в общем-то правильные слова: «В будущем Луна станет площадкой для освоения дальнего космоса – идеальной площадкой. Поэтому, конечно, нам нужно изыскивать возможности и продолжать исследования и проведение лунной программы».
Но у современного обывателя, изнурённого коммунальными платежами и непонятными колебаниями курса денежной единицы, перспективы освоения дальнего космоса вряд ли вызовут взрыв энтузиазма. К тому же на одном энтузиазме далеко не улетишь – тому примером история советской космонавтики. Нужны иные слова, или, как сейчас принято говорить, мотивации, для того чтобы избиратели не задавали неудобных вопросов. В условиях тотальной доступности информации и дезинформации дежурные мантры о пыльных тропинках далёких планет с одновременно сдвигаемыми каждое десятилетие сроками реализации тех или иных миссий в лучшем случае оставляют обывателя равнодушным, в худшем – вызывают раздражение. Более того, у неравнодушного к судьбам страны гражданина может возникнуть вопрос – а не лучше ли потратить средства, выделяемые на, по большому счёту, «повторение пройденного», на более актуальные проекты, например, ещё на пару-тройку предприятий для производства беспилотных летательных аппаратов или, что логичнее, нарастить орбитальную группировку двойного назначения.
Так зачем нам Луна?
3
С точки зрения здравого смысла, все обещания относительно лунных ресурсов – от Гелия‑3 до редкоземельных элементов – не выдерживают критики. Добыча и транспортировка всего этого добра экономически нецелесообразна до тех пор, пока не будут созданы дешёвые транспортные средства. На сегодняшний день, да и в перспективе на ближайшие десятилетия, «химические» в этом плане не годятся. Наш проект ядерного буксира «Зевс» (он же Транспортно-Энергетический Модуль), реализация которого намечена на 2030 год и который, как планируется, будет задействован в совместном с Китаем проекте международной научной лунной станции, тоже встанет в немалую копеечку.
Вопросы международного престижа (ради которого, собственно, в середине прошлого века началась и быстро закончилась лунная гонка) сейчас мало кого волнуют, особенно в условиях нарастающего цивилизационного противостояния. Военный аспект создания лунной базы тоже весьма сомнителен, все преимущества, которые даёт расположение «над головой» вероятного противника, достигаются на порядки меньшими затратами орбитальными платформами.
На первый взгляд, использование лунной базы в качестве площадки для продвижения к планетам Солнечной системы представляется весьма перспективным проектом, особенно если речь пойдёт о миссиях к спутникам планет-гигантов, например, к Европе, Ганимеду, Энцеладу, Титану и другим небесным телам, где есть шанс обнаружить хоть какие-то, пусть даже самые примитивные формы жизни. Марс и Венера, как мы знаем, не оправдали ожиданий. То есть для того же ядерного буксира, который может доставлять исследовательские модули к планетам дальним и ближним, лунная база пригодится для дозаправки так называемым «рабочим телом» двигателей.
Ан нет! «Зевс» вообще не будет садится на поверхность, и для дозаправки вполне достаточно автоматической лунной орбитальной «бензоколонки». Автоматической – потому что против смертоносного космического излучения пока ещё нет надёжной защиты. Разумеется, обитаемую лунную базу можно разместить глубоко под поверхностью, но для этого сначала необходимо доставить туда автоматическую строительную технику широкого профиля. Так что вопросы о целесообразности постоянного присутствия человека на Луне пока остаются.
В этой связи неудивительно, что время от времени всплывают полуконспирологические версии о том, что лунная гонка наших дней – своего рода «ремикс» старой ловушки, в которую американцы втянули СССР в 1983 году так называемой Стратегической оборонной инициативой, более известной как «Звёздные войны» – по аналогии с известными фильмами Лукаса. То есть попытка втянуть конкурента в экономически разорительные тупиковые проекты. Такая версия имела бы смысл, но как быть с китайским фактором? Система правления и менталитет правителей Китая создали им репутацию людей «длинной воли», и пока бывшие сверхдержавы играют в геополитический покер, китайцы медленно и методично воспроизводят их былые достижения и вряд ли остановятся, когда вырвутся в космические лидеры. И ещё неизвестно, потребуются ли им тогда компаньоны…
Не надо забывать, что к 2035 году, времени предполагаемого начала строительства лунной базы, в нашей стране останется мало людей, помнящих тот эмоциональный подъём, который возникал при запуске первого спутника, полёте первого космонавта и других достижениях нашей космической отрасли. Задачи формирования научно-производственной смены в этой области станут критически важными для сохранения позиций хотя бы в первой пятёрке космических держав. А это, в свою очередь, требует немалых вложений как в учебно-воспитательную работу (хотя в современной школе слово «воспитание» чуть ли не запретно), так и в материально-техническое обеспечение подготовки будущих специалистов космической индустрии.
Можно сколь угодно скептически относиться к лунной программе в частности и пилотируемой космонавтике в целом, но в миропорядке, который складывается в настоящее время, отказ от космоса неизбежно приведёт любую страну к десуверенизации. А к чему приведёт глобальный отказ человечества от перспективных исследований, от идеи космической экспансии и замыкание лишь на околоземные технологии, обеспечивающие решение насущных проблем?
4
А возможна ли космическая экспансия в том виде, как её представляли фантасты и футурологи? То есть человечество колонизирует планеты в разных звёздных системах, а со временем расселится по всей галактике. Такая перспектива возможна только после преодоления двух запретов. Первый запрет – это третий закон Ньютона, согласно которому происходит реактивное движение ракеты. Грубо говоря, ускорение ракеты зависит от скоростей выхлопа и выталкивания выхлопных газов, а также от массы ракеты. Причём в безвоздушном пространстве газы необязательны, выталкиваемым рабочим телом могут быть ионы, плазма, фотоны… Второй запрет принадлежит Эйнштейну, согласно которому скорость материального тела не может превосходить скорость света в вакууме.
В принципе, если разогнать корабль до околосветовых скоростей, то можно за долгие годы долететь до ближайших звёзд. Тем более что дюжина ближайших экзопланет земного типа находятся на расстоянии от четырёх до 42 световых лет.
Фантастам проще – в их мирах человечество обходит оба запрета с помощью варп-двигателя, червоточин, гиперпространства, порталов и прочих прелестных выдумок, на которые современная физика смотрит весьма задумчиво. С одной стороны, это прекрасная игра ума, например, с варп-двигателем на основе пузыря Алькубьерре, для которого нужна всего лишь «ручная» чёрная дыра. Или червоточины (они же «кротовьи норы»), получившие популярность в широких читательских и зрительских массах благодаря астрофизику Кипу Торну, который консультировал своего коллегу Карла Сагана, подвизавшегося и на ниве фантастики (роман «Контакт» 1985 года и одноимённый фильм 1997‑го), а также является автором идеи культового фильма Кристофера Нолана «Интерстеллар» 2014 года. С гиперпространством, а также же с идеями о множестве измерений и т. п., тоже любят возиться, там весьма интересный математический аппарат, а попытки смоделировать эти процессы – просто пир духа. Но, увы, всё это лишь игра ума – реальных предпосылок для преодоления ньютоновского запрета нет. Попытки его преодоления на квантовом уровне оказались безуспешными, ожидания Новой Физики, ради которой строятся суперколлайдеры, тоже пока безрезультатны. Кстати, антигравитации тоже не будет, свидетель тому Ньютон и законы его.
Оптимисты не исключают, что какой-то революционный прорыв может произойти случайно, как, например, открытие радиоактивности Анри Беккерелем в 1896 году. Но вообще-то в том же году Конрад Рентген уже открыл свои лучи, так что радиоактивность в любом случае была бы открыта в самое ближайшее время. К тому же эпоха учёных-одиночек давно миновала, сейчас под бдительным присмотром корпораций или госструктур коллективы или группы трудятся над конкретными проектами в соответствии с темами, на которые выделены гранты, бюджеты и т .п. С другой стороны, случаи, подобные открытию графена, всё же несколько обнадёживают…
А пока наиболее вероятный путь развития космонавтики – это суета вокруг Луны, запуски АМС к планетам и спутникам, марсианские роверы, о которых уже почти забыли… Короче говоря, по тому же остаточному принципу. Судя по тому, что Илон Маск уже не брызжет энтузиазмом и не восклицает, подобно Фридриху Цандеру, пионеру отечественного ракетостроения, «На Марс! На Марс!», кратковременный всплеск интереса к марсианскому проекту тоже угас. На фоне эпических взрывов ракетоносителей Маска тема марсианской колонизации, которая не так давно внезапно возбудила немалые группы людей, готовых взять «билет в один конец», постепенно угасла. Но сам факт готовности покинуть Землю не штучных представителей нашей цивилизации, а сотен тысяч, из которых отобрали в 2014 году первые 1058 человек, о чём-то говорит. Можно, конечно, усмехнуться – миссия должна была начаться в этом, 2023 году, но, как видим, на Марсе нет даже саженцев яблонь. Так что не будут в ближайшее время там яблони цвести, как обещалось в старой песне советских времён.
Но сотни тысяч человек?! С одной стороны, можно предположить кратковременный всплеск энтузиазма. С другой – по закону больших чисел, среди миллиардов людей всегда найдутся те, чей эскапизм зашкаливает. А с третьей – может, что-то шевелится в коллективном бессознательном, какие-то вербально и визуально неоформленные страхи?
Хотя – почему неоформленные?!
5
Можно составить библиотеку и видеотеку книг и блокбастеров, посвящённых гибели человеческой цивилизации в частности и всей планеты в целом. Фильмы-катастрофы и художественные произведения на эту тему стали расхожим сюжетом у писателей и сценаристов, щекотание нервов зрителей и читателей превратилось в бизнес. Так может, страх – именно тот триггер, спусковой крючок, который расшевелит несколько заплывшие жирком извилины массового потребителя и заставит его с пониманием относиться к трате средств на космические исследования?
Учёные и философы от Циолковского до Хокинга говорили о необходимости космической экспансии не только как механизма расширения сферы знаний и умений, но и как своего рода эвакуации человечества в случае катастрофических событий необоримой силы в Солнечной системе.
Напомним, что наша планета, с точки зрения существования жизни на ней, находится в уникально благоприятных условиях. Такую условную область в пространстве, пригодную для возникновения жизни, астрономы называют зоной Златовласки (англ. Goldilocks Zone), по ассоциации с английской сказкой Goldilocks and the Three Bears, у нас известной в пересказе Льва Толстого как «Три медведя». В сказке девочка перебирает наборы из трёх однородных предметов, в каждом из которых один из предметов чем-то не подходит – слишком большой, твёрдый, горячий и т.п., а другой слишком маленький, мягкий, холодный и т.д… Лишь третий, «серединный» предмет оказывается подходящим. Иными словами, чтобы оказаться в обитаемой зоне, планета не должна находиться ни слишком далеко от звезды, ни слишком близко к ней, иначе на ней вода не сможет находиться в жидком состоянии, а стало быть, эволюция белковых существ невозможна.
Может ли возникнуть ситуация, при которой Землю «вышибет» из этой зоны? Не исключено. Удар гигантского астероида размером с Весту или пролёт чёрной дыры, которая утянет планету за собой, – вот и сказочке конец, к таким внезапным катастрофам практически невозможно подготовиться. И даже если пара сотен человек в это время будут отсиживаться на Луне или на Марсе, толку мало – без поддержки с Земли им недолго выживать. Другое дело, если о надвигающейся беде станет известно заранее.
Вот, например, наше Солнце рано или поздно превратится в красного гиганта и вырастет до размеров земной, а то и марсианской орбиты. В запасе есть несколько миллиардов лет, к этому времени от человечества вряд ли что-то останется в силу генетического вырождения. Но что если о надвигающемся катаклизме станет известно, допустим, за тысячу лет?
Предположим, в недалёком будущем выяснится, что к Солнечной системе движется нейтронная звезда, чудовищно плотный и компактный объект, кубометр вещества которого может весить десятки и сотни триллионов тонн. Такая без пяти минут чёрная дыра вполне способна снести с орбит планеты нашей системы. Либо же выяснится, что через десять веков Солнце превратится в Сверхновую, и тогда не поздоровится не только нам, но и окрестным звёздным системам.
Разумеется, к этому времени, если человечество не самоуничтожится во внутренних конфликтах, будут освоены новые технологии и материалы, станет, наконец, обыденной термоядерная энергетика, использование искусственного интеллекта поможет быстро решать те или иные проблемы. Но звёзды по-прежнему будут недоступны, хотя вполне реально, что лет через пятьдесят к ближайшим будут запущены автоматически зонды наподобие «Пионеров» и «Вояджеров», которые доползут до них через сотни лет на традиционных двигателях.
И вот тут невольно вспоминается один из ранних научно-фантастических рассказов знаменитого английского писателя Артура Кларка «Спасательный отряд», впервые опубликованный в 1946 году. Нехитрый сюжет: наблюдатели некоего галактического объединения разумных существ проглядели возникновение жизни на Земле, и когда Солнце должно было превратиться в Сверхновую, присылают корабль, чтобы спасти хоть кого-нибудь. Они успевают буквально за какие-то считанные дни до вспышки, но… «На планете, некогда носившей имя Земля, гасли последние языки пламени: больше нечему было гореть. От могучих лесов, которые буквально затопили планету, когда кончилась эра городов, остались одни головешки, и дым от их погребальных костров ещё стелился в небе. Но роковой час пока не пробил, камни не расплавились. Сквозь мглу неясно проступали материки, однако их очертания ничего не говорили наблюдателям на корабле. Карты, которыми они располагали, устарели на десяток ледниковых периодов и несколько потопов». Людей на поверхности не осталось, спасатели предполагают, что они затаились глубоко под землёй, хотя это тоже их не спасёт. Короче, они улетают и, достигнув границ Солнечной системы, наблюдают, как Сверхновая поглощает одну планету за другой. А потом выясняется, что до самого последнего момента с различных камер с поверхности Земли велись телепередачи. И, следуя по направлению этих передач, они обнаруживают, что «в космосе, на много миль, в огромном чётком строю, словно армия на марше, протянулись шеренги, колонны тысяч светящихся палочек». И тогда один и спасателей говорит: «Каждая световая точка – корабль, притом больше нашего. Конечно, они очень примитивны; то, что мы видим на экране, – пламя их ракет. Да, они отважились выйти на ракетах в межзвёздное пространство! Вы понимаете, что это значит! Понадобятся столетия, чтобы дойти до ближайшей звезды. Очевидно, весь народ Земли отправился в это путешествие, надеясь, что их далёкие потомки завершат его».
6
Произведений подобного типа с тех пор издавалось немало, тема так называемого «корабля поколений», в котором далёкие потомки забывают, кто они и куда летят, многократно обыгрывалась фантастами. В том числе и всемирно известными, такими как Роберт Хайнлайн («Пасынки Вселенной», 1941), Клиффорд Саймак («Поколение, достигшее цели», 1953), Гарри Гаррисон («Пленённая Вселенная», 1969), но самым масштабным, по всей видимости, является роман французского писателя Франсиса Карсака «Бегство Земли» (1960).
Сюжет, по сравнению с современными произведениями, вроде незамысловатый, но размах автора поражает. Основной текст – это как бы содержание дневника «попаданца» из очень далёкого будущего (приблизительно пятого тысячелетия нашей эры) в тело работника электростанции во время аварии. Через некоторое время он исчезает, остаётся дневник, в котором описываются судьба человечества после очередного ледникового периода (спровоцированного атомными взрывами), жизнь под пятой инопланетных завоевателей, победа над ними и построение технократического общества благоденствия, похожего на что-то среднее между «Туманностью Андромеды» Ивана Ефремова и «Миром Полудня» братьев Стругацких. Всё начинается с того, что исследовательская база на Меркурии обнаруживает аномальное поведение Солнца, и в итоге выясняется, что через несколько лет оно взорвётся. Неоднократные откаты к варварству и медленное восстановление цивилизации привело к тому, что звёздная экспедиция канула в безвестность, перебираться на планеты Солнечной системы не имеет смысла – все сгорят, в том числе и колония на Венере. И тогда возникает дерзкий проект, смысл которого раскрывается в названии романа.
Короче говоря, Землю и Венеру утыкают гигантскими двигателями (технология в своё время была похищена у пришельцев‑завоевателей) и постепенно начинают «раскручивать» орбиты, медленно, но верно удаляясь от Солнца. В огромных подземных городах и хранилищах созданы своего рода «ковчеги» для животных, растений и т.п. Атмосфера планет по мере удаления остывает и выпадает в виде льда и снега на поверхность, чтобы со временем разогреться в лучах чужого светила. В романе хватает приключений, неожиданных событий, борьбы со своими предателями и злонамеренными чужаками, обладающими телепатическим могуществом, и прочих атрибутов жанровой литературы. Разумеется, все кончается благополучно. Но реально ли человечеству осуществить такой проект даже через тысячу лет с теми граничными условиями, которые накладывают законы природы и без «роялей в кустах» в виде технологий пришельцев и загадочных древних устройств, найденных на Марсе?
Увы, ответ отрицательный. Но кто говорит, что обязательно нужно эвакуировать весь земной шар? Достаточно будет, если спасётся всё человечество с необходимыми запасами для выживания, ну и, как полагается в правильном ковчеге, – «каждой твари по паре», а с остальных хватит и генетического материала. Но строить сотни тысяч кораблей, как описано в рассказе Кларка, – дело сомнительное. Не проще ли использовать в качестве корабля поколений какой-либо приличный астероид?
И ведь есть такой! В 1852 году его открыл итальянский астроном Аннибале де Гаспарис и назвал в честь греческой богини Психеи, жены Купидона-Эрота. Это немаленькое космическое тело шириной 226 километров в наши дни внезапно вызвало бурный интерес после того, как с помощью телескопа Хаббл обнаружили, что оно чуть ли не цельнометаллическое и состоит в основном из железа и никеля. Чуть позже выяснилось, что там имеется и немалое содержание золота и платины, общая стоимость которых достигает 10 квинтиллионов долларов, по данным издания Smithsonian Magazine. Разумеется, у некоторых СМИ слегка, как говорится, припекло, и появились идиотские рассуждения, сколько причитается каждому землянину, ежели отбуксировать Психею на околоземную орбиту…
Были озвучены и более здравые идеи – использовать в будущем этот астероид в качество сырьевой базы для строительства космических кораблей, поскольку его структура действительно уникальна, в отличие от ледяных и каменистых «коллег». Кстати, в октябре этого года предполагается запуск АМС (проект NASA «Psyche»), которая после гравитационных манёвров около Земли в 2024 году и около Марса в 2025‑м прибудет к астероиду в 2030 году для изучения его магнитных свойств.
7
А теперь давайте прикинем: надо ли разбирать Психею на сырьё для металлургических предприятий или проще подогнать её поближе к Земле и превратить в «корабль поколений»? Всё население планеты сейчас составляет около 8 миллиардов человек. Если их плечом к плечу и друг за другом выстроить на прямоугольнике размером приблизительно 18 на 40 километров, то все в аккурат и разместятся. Но это живые люди, а не какие-то бойцы терракотовой гвардии китайского императора, им нужна нормальная площадь, системы жизнеобеспечения, отдыха и т.п.
Всё это будет доступно, если появится и третье измерение – высота, километров так тридцать. Представьте себе этажи, каждый 20–30 метров (в рекреационных зонах потолок с проекцией «неба» может быть и выше), и технические этажи с относительно низкими потолками… Короче говоря, не исключено, что каждый человек будет иметь вполне комфортабельное и высокотехнологическое помещение, наподобие того, как показывают в фильмах о будущем.
Насколько это реально? С помощью постоянно работающих ионных и время от времени включаемых ядерных двигателей вывести Психею на околоземную орбиту – задача технологическая. Буровые установки, в том числе и лазерные, 3D-принтеры, дистанционно управляемые механизмы… Ничего принципиально невозможного нет. При этом можно начинать эвакуацию по мере готовности ярусов‑этажей, а их будут сотни и сотни.
Из плюсов такого ковчега – толща металла прекрасно защитит от космического излучения и метеоритов. Из минусов – пониженная гравитация, с одной стороны, облегчает жизнь, с другой – создаёт проблемы через одно-два поколения. Полной невесомости там не будет, хоть размер Психеи это одна шестнадцатая от Луны, но плотность у астероида гораздо выше лунной. Могут возникнуть проблемы психологического свойства, но изучение социопсихологии обитателей современных спальных районов, так называемых «человейников», скорее всего подскажет пути их решения. Гораздо труднее будет решать проблемы, связанные с этническим менталитетом. Тем более что разница в образовании между эвакуантами и экипажем, обслуживающим все системы, будет возрастать. Особенно если через пару-тройку сотен лет многие вообще забудут, где они и куда движутся, корабль может восприниматься как мир, в котором они всегда обитали, ещё через поколения рассказы о былых днях будут восприниматься как мифы и легенды о Золотом веке, управляющие кораблём со временем превратятся в касту, между «этажами» могут возникать конфликты, которые придётся гасить, прибегая к насилию… В общем, история Земли в миниатюре. Но при этом останется шанс, что человечество выживет и со временем снова начнёт свой путь, хотя и под чужим солнцем.
***
Вселенная, как известно, равнодушна к человеческим треволнениям, высшие силы, если они есть, предоставляют разуму право выбора. Мироздание уже создало благоприятные условия для возникновения Homo sapiens, и здравый смысл подсказывает, что всё остальное исключительно в наших силах и руках, а каждый напрасно потерянный день и час может роковым образом сказаться через тысячелетие.
Марина ГЕВОРКЯН
Источник: «НиР» № 9, 2023
