• +7 (495) 911-01-26
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
 «…И откроется мне то, что людям трудно…»

 «…И откроется мне то, что людям трудно…»

Чем дальше мы отстоим по времени от реальных событий, описанных в Евангелиях,

 тем они больше притягивают нас. К тому же, события в них описаны по-разному. Евангелие от Фомы существенно отличается от других, в частности от Евангелия от Матфея. В чём эти отличия и как это помогает понять смысл христианского Откровения?.. Предлагаем авторский взгляд на эту тему.

 

Близнец из Панеады

Почему небольшая провинция римской империи стала местом рождения вероучения, изменившего весь остальной мир? Одна из причин – отдалённость провинции от центров влияния – Римской империи и Парфянского царства, что давало возможность публичной проповеди. Окраины были местом, где ощущалась потребность в новых идеях, позволяющих объединять и координировать интересы представителей разных народов в местах их взаимодействия.

Носителями идей объединения становились конкретные люди – пророки. И в каждой местности был свой пророк: в Иудее – Иоанн Креститель, в Самарии – Симон-волхв, в Галилее – будущие апостолы Иисуса Христа.

В одной из этих провинций Иисус собрал оригинальных проповедников, различными приёмами подводя их к истине, которой обладал только Он. Место жительства их компактно – рыбацкая Вифсаида, торговый городок Капернаум и на самой северной границе – Панеада (Кессария Филиппова). Но даже на этой небольшой территории взгляды проповедников различались в соответствии с социальной средой их существования: рыбаки Вифсаиды – Пётр и Иоанн, торговцы и мытари Капернаума – Матфей, Иаков Алфеев, непримиримые из Каны – Варфоломей и Симон Зилот, одухотворённые из Панеады – Фаддей и Фома. Видимо, профессии не приносили им устойчивого положения в обществе, что подталкивало к поискам того, что изменило бы их статус.

Один из них – Иуда по прозвищу Фома – неординарный и сильный мыслитель, которому нужны были веские доказательства правильности чужих идей (а не только чудо, к которому относились как к элементу магии; вспомним Симона-мага или фарисеев, которые считали, что силой бесовского князя изгоняет Он бесов – Мф 9:34). Он считал себя посвящённым. Не случайно его прозвище – Фома, что в переводе с арамейского значит ≪Близнец≫.

Как известно из астрологии, Близнецы – знак двойственности, и помимо человеческого начала в нём есть высшая, небесная, духовная часть, небесный посланник. Для Фомы снисхождение этого небесного посланника на него было призванием к апостольскому служению. Это второе имя Дидим (греческий вариант его имени, от др. - греч. Δίδυμος) – дух – удостоверяет самостоятельность пророка. Можно упомянуть, что и персидский пророк Мани считал, что он един со своим близнецом, Святым Духом.

Святой апостол Фома, называемый Близнец, родился в Галилейском городе Панеаде на севере Палестины, где берёт начало один из истоков реки Иордан. Во времена апостолов город был переименован в Кессарию сыном Ирода Филиппом. Теперь на месте города небольшое поселение.

В отличие от других апостолов, Фому к Иисусу никто не приводил. Он сам услышал проповеди Христа и последовал за Ним. Иисус, увидев его искреннюю и преданную веру, призвал Фому: ≪Фома, тебе не хватает веры; тем не менее, Я принимаю тебя. Следуй за Мной≫. И хотя Фома последовал за Иисусом, полное признание Учителя формировалось постепенно. Иисус не был для Фомы истинным Богом, которого он называет Отцом. Поэтому к фразе ≪Отдайте кесарю кесарево, а Божие Богу≫ добавляет: то, что моё, дайте мне. Отношение других апостолов к Иисусу разное: Пётр считает, что Он подобен ангелу; Матфей – философу, то есть человеку; Фома говорит, что его уста никак не способны сказать, на кого Он похож, то есть личность Иисуса для него не поддаётся определению и не нуждается в этом определении.

Обратимся к евангелиям синоптиков и Иоанна, сравнивая их с апокрифическим Евангелием от Фомы, найденным в Наг-Хаммади в 1945 году. Евангелие Фомы отражает тот период развития христианства (самый ранний, показанный и в Евангелии Иоанна), когда вера первых  христиан в скорое Второе пришествие начала изживать себя; когда одни христиане искали путей приспособления к окружающему миру (но не реальному, а духовному), а другие – к освобождению от него; когда христианами становились не только иудеи, исповедующие национальные обряды; когда формировалась христианская этика и практика постов и молитв.

Действия, которые казались многим христианам основным путём достижения спасения на небе, Фома отвергал. У него Иисус в ответ на вопрос учеников, нужно ли им поститься, молиться и подавать милостыню, отвечал: ≪Не лгите и то, что вы ненавидите, не делайте этого≫.

В другом месте Евангелия Иисус отвечает ещё резче: ≪Если вы поститесь, вы зародите в себе грех, и если вы молитесь, вы будете осуждены, и, если вы подаёте милостыню, вы причините зло своему духу≫. В Новом Завете по-другому: ≪Ибо то, что войдет в ваши уста, не осквернит вас, но то, что выходит из ваших уст, осквернит вас≫.

У Фомы самое главное – духовное преображение человека, его внутренняя сущность. Фома в Евангелии считает, что молитва –это просьба о помощи, о Божественном вмешательстве, а человек должен обрести ≪свет≫ внутри себя и тем спастись. Как самостоятельные проповедники, апостолы отвергали чудо. Если чудо не нужно, то тогда учение не для всех, то есть закрыто. Чудо делает веру массовой.

В самых ранних повествованиях об Иисусе основные ≪чудеса≫, совершённые Им, сводились к исцелению больных. В более поздних произведениях чудо становится элементом сплочения. Так, чудо в Кане заставило апостолов расстаться с замкнутостью своих учений. Активно ищущие истину в лице Мессии ушли от Иоанна Крестителя после чуда в Кане, остальных перспективных и самостоятельных пророков Иисус привлекал поразному.

Поиск истины, усиленный конечностью мира

Так получилось, что отдалённая территория Галилеи в момент проповеди Фомы оказалась более свободной в политических пристрастиях по отношению к центральной Иудее. Пророки выступали против зависимости от политики Рима, которую поддерживала партия саддукеев. Они вступали в идеологическую борьбу и с другими партиями: Иисус в Евангелии от Фомы говорит, что фарисеи и книжники захватили ключи от знания и спрятали их. Если не получалось построить Царство Божие на земле, нужно искать альтернативу. Возникает идея Царствия не земного, а Небесного. В Евангелии от Фомы большое место уделялось познанию.

Страшный суд представляется как мистическая борьба света с силами зла, отделение избранных от всех остальных. Спасение и бессмертие мыслится через познание или истолкование скрытого смысла сказанного, а не только через веру и добрые дела. Апофеоз апокалиптических настроений у ранних христиан проявляется в идее скорого Пришествия и Страшного Суда. Поэтому у Фомы и Иоанна (возможно, и Филиппа) деятельность направлена на поиск истины, знание которой ассоциируется со спасением.

У синоптиков истина уже найдена. Они смягчали апокалиптические настроения, выраженные в ранней традиции, отошли от представлений о скором наступлении конца света, а значит, и Царства Божия на земле, которое заменено на ≪Царство Небесное≫. В Евангелии от Матфея (10:34–5) нет упоминания войны и огня, и снято то напряжение, которое вызывает перечисление бед у Фомы.

В Евангелии от Луки социальное противоборство опускается до межличностных проблем: ≪Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться…≫ (12:51–2). И всё-таки синоптические Евангелия, снимая апокалиптические настроения, не смогли предотвратить иудейского восстания в 66–3 годах.

«Вы будьте мудры как змеи и невинны как голуби»

В Евангелиях спутников Иисуса все их действия направлены на поиск истины, хотя написаны они после воскресения Христа, когда вроде бы истина уже определилась.

Свидетелей жизни Иисуса – Иоанна и Фому –мало интересуют подробности, касающиеся жизни и смерти на кресте, распятия и воскресения, а также девственного рождения. Вместо этого образно переданы основы учения. Для Евангелия Фомы характерно сочетание текстов абстрактного и мистического содержания с притчами и примерами, значительно более конкретными, чем аналогичные тексты новозаветных сочинений. Фома передаёт смысл учения через последовательность изречений, а тексты синоптиков, формировавшихся, как правило, после воскресения Иисуса, – через последовательность жизненных ситуаций.

Для синоптиков важно, как жить после победы над миром: их учение говорит о владычестве Бога, о любви к Богу и ближним, о прощении грехов. В отличие от новозаветного Иисуса, призывавшего Своих последователей к вере, Иисус из Евангелия от Фомы побуждает учеников искать истолкование проповеди. Если они сумеют его найти, то ≪не вкусят смерти≫. Сказано: ≪Вы будьте мудры как змеи и невинны как голуби≫. Иисус Евангелия от Фомы обещает ученикам, что если они найдут то, что ищут, – будут восхищены, будут царствовать и обретут покой. ≪Подними камень – и там найдёшь меня; расщепи дерево – и я здесь≫.

В связи с необходимостью веры Иисус синоптических евангелий призывает Своих учеников просить, искать и стучать в двери. Если они это исполнят – получат блага от Отца Небесного (Мф 7:7–11). У синоптиков систематизированы основные положения Нагорной проповеди, у Фомы такой систематизации нет. Самое главное отличие в том, что Фома делает акцент на избранничестве. Так, у него присутствует обещание блаженства ≪избранным≫: ≪Блаженны единственные и избранные, ибо вы найдёте царствие. Ибо вы от него, и вы снова туда возвратитесь≫. В Евангелии Фомы сказано: ≪Блаженны бедные, ибо ваше – Царствие Небесное≫; ≪Блаженны те, которых преследовали в их сердце; это те, которые познали Отца в истине≫; ≪Блаженны вы, когда вас ненавидят и вас преследуют…; Блаженны голодные, ибо чрево того, кто желает, будет насыщено≫.

У Матфея блаженство обещается ≪нищим духом≫, а насыщение – ≪алчущим и жаждущим правды≫ (5:3–6), то есть людям духовно чистым, сторонникам новой веры. У Фомы ценность представляют только те, кто имеет в себе ≪дух≫. Согласно Луке, наряду с бедными и голодными награду получат ≪плачущие≫, то есть вообще все несчастные.

От избранности к общедоступности

В Евангелии Фомы прослеживается эволюция отношения к посвящённым – от избранности к широкому распространению понятия спасения. Необходимость широкого распространения нового учения определяется словами: ≪То, что ты слышишь ухом, возвещай это другому с ваших кровель. Ибо никто не зажжёт светильника и не ставит его под сосуд, и никто не ставит его в тайное место…≫ Это совпадает с текстом новозаветных Евангелий. И совершенно противоречит замкнутости палестинских сект, таких как кумранские ессеи.

В то же время Фома пытается отделить образ Иисуса от образа иудейского бога. Евангелие Фомы призывает не наливать новое вино в старые мехи и не накладывать старую заплату на новые одежды. Всё это противоречит тайности учения, о котором сказано в начале Евангелия от Фомы. По-видимому, в пору создания Евангелия не сложилось ещё ясного представления о том, кому следует проповедовать новое учение: всем ли, независимо от социального и этнического происхождения, или только иудеям, или тем, кто способен воспринять ≪истину≫…

Сказал Фома Господу: поэтому и прошу я Тебя, дабы сказал Ты мне то, о чём перед вознесением Твоим я вопрошаю Тебя. И если услышу от Тебя о скрытом, тогда будет можно мне рассказать об этом, и откроется мне то, что людям трудно – познать Истину. Иисус поправляет Фому: если явленное вам сокрыто от вас, как можно вам слушать о неявленном? Если дела истины, явленные в мире, трудны, чтобы вам делать их, как ныне хотите вы делать то, что принадлежит величию возвышенному, и то, что принадлежит исполнению, которые не явлены? Как назовут вас делателями? Потому вы – ученики и не получили ещё величия совершенства.

Борьба с язычниками и купцами

Средиземноморские купцы в первые века новой эры исповедовали культ Непобедимого Солнца Митры, и единый культ способствовал постоянному развитию торговых отношений в этом регионе. Этот культ определял принципы римской государственности. Имя Митры в переводе с авестийского означает ≪договор≫, и, оформляя сделку или заключая соглашение, купцы неизменно призывали этого бога Непобедимого Солнца в свидетели чистоты своих намерений. Фома же и апостолы видели независимость страны в отказе от влияний римлян и исповедуемого ими культа Солнца. В миссионерской деятельности борьба с местными культами часто была опасной, но вера в правоту своей миссии творила чудеса: когда апостола Фому (Книга Фомы Атлета) в Индии пытались заставить поклониться и принести жертву идолу Солнца, он совершил чудо, и идол растаял, как воск. Чудеса и проповедь шли на смену культу Солнца в сфере торговли. Отличие лишь в том, что у Фомы путь спасения ориентирован на экстаз (подсознательное решение, а не логическое, как у торговцев). В Евангелии от Фомы есть слова о необходимости любить брата своего, но нет призывов любить врагов своих, так как это не соответствовало представлениям об избранности ≪духовных≫, которые только и были братьями между собой. В торговле главное не вера, а сообщество, которому можно доверять, то есть группа единомышленников, объединяемая единым кодексом, положения которого выполняются всеми, что обеспечивает безопасность на всём пути перемещения товаров.

Торговые пути по территории разных стран с разной культурой могли быть защищены только людьми одной веры. Не случайно христианство распространялось вдоль торговых путей. И Фома (в Книге Атлета), чтобы нести учение, присоединяется к купцу Авану, позиционируя себя как нужного индийскому царю строителя.

В притче о пире у Фомы рассказывается, как некий человек послал раба позвать гостей на ужин, но все они стали отказываться: один – потому что вечером должен получить деньги от торговцев; другой – потому что купил дом; третий идёт на свадьбу; четвёртый купил деревню и должен ехать собирать подать… Притча эта в Евангелии от Фомы кончается грозным предостережением: ≪Покупатели и торговцы не войдут в места Моего Отца≫.

Иоанн отношение Иисуса к торговцам описывает ещё жёстче: Иисус пришёл в Иерусалим и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дoма Отца Моего не делайте домом торговли (Ин 2:13–6).

Купцы сознательно формируют избранность посредством веры, то есть то, от чего Фома отказался. Священник Е. Мурзин (журнал ≪Фома≫ от 15 октября 2021 года) комментирует эпизод с торговцами в храме: взяв в руки кнут, Иисус возвращает храму его истинное назначение – сакрального пространства, в котором прославляется имя Божье, совершается богослужение, происходит примирение человека с Богом. Лука конкретизирует: много званых, но мало избранных, то есть мало тех, которые последуют за истинным учением и благодаря этому получат награду. Апостол Матфей, ближе всех знакомый с миром торговли, комментирует ещё тоньше: наказываются неправильно исповедующие учение Иисуса (≪одетые не в те одежды≫).

Выпады против богатства и стяжательства содержатся и в других местах Евангелия от Фомы. Например, он приводит слова Иисуса, не имеющие аналогий в Новом Завете: ≪Смотрите, ваши цари и ваши знатные люди – это они носят на себе мягкие одежды, и они не смогут познать истину≫. Богатство и накопительство –зло, потому что они привязывают человека к грешному миру, толкают его на дурные поступки, несовместимые с христианским учением, и мешают познать ≪истину≫. Он предлагает уйти от реального мира в мир духовный, заменить ценности материальные ценностями духовными.

Истина

В общении с учениками Иисус не открывает Свою Божественную природу. И ближайшие ученики – Иоанн и Фома –даже после молитвы Иисуса в Гефсиманском саду, где стали свидетелями слов: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, переданных в Евангелии от Иоанна (Ин 17:21), стараются держаться самостоятельно. Фома представляет Иисуса как мистического учителя, который произносит мудрые и озадачивающие изречения. И хотя он глубоко вникал и наиболее адекватно описал подлинные слова и дела Иисуса, он ждал, как и Иоанн, дополнительных доказательств. По воскресении же Господа святой Фома своим недоверием к словам других апостолов о Нём ещё более усилил веру Церкви Христовой, ибо в то время как прочие ученики говорили: ≪Мы видели Господа≫, он не хотел им поверить, пока сам не увидит Христа и не прикоснётся к Его язвам. Спустя восемь дней по воскресении, когда все ученики собрались вместе и Фома был с ними, Господь явился им и сказал Фоме: ≪Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим≫. Увидев Христа и прикоснувшись к живоносным его рёбрам, Фома воскликнул: ≪Господь мой и Бог мой≫ (Ин 20:24–9).

Мы видим, что, несмотря на близость своей позиции, различные Евангелия существенно отличаются друг от друга, прежде всего в различных смысловых оттенках и описании одних и тех же событий. Это понятно – грандиозность произошедшего привлекала многих, и каждый смотрел на это через призму своих личностных особенностей. В итоге получился целый ряд Евангелий, которые позволяют нам видеть историю Иисуса Христа с различных точек зрения. И хотя в Церкви есть устоявшийся взгляд на случившееся 2000 лет назад, эти картины, безусловно, обогащают нас и позволяют приблизиться к пониманию смысла учения Христа.

Александр ГРИБАНОВ

НиР № 12, 2022


© 2024 Наука и религия | Создание сайта – UPix