• +7 (495) 911-01-26
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Главный храм Вооружённых сил

Главный храм Вооружённых сил

Пять лет назад, в 2020 году, на территории парка «Патриот» в Московской области был построен и освящён Главный храм Вооружённых сил Российской Федерации.

Храм, который называют чудом православной архитектуры, был возведён за рекордно короткие сроки. Был также построен окружающий его мультимедийный мемориальный комплекс «Дорога памяти» длиной в 1,5 километра. Впечатляют размеры храма, его высота вместе с крестом, увенчивающим купол, – 95 метров. Выше его только четыре православных храма – Собор спасения нации в Бухаресте (135 м), Храм Христа Спасителя в Москве (103 м), Исаакиевский собор в Петербурге (101,5 м) и Спасо-Преображенский собор в Хабаровске (96 м). Храм способен вместить до 6000 человек.

К 1-й и 4-й страницам обложки

Но главное – дух, излучаемый храмом, красота его внешней и внутренней структуры и его символизм. Все габариты и размеры храма так или иначе связаны с историей Великой Отечественной войны, всей России и её Вооружённых сил. Главный купол имеет барабан диаметром 19,45 метра – а это ведь 1945-й, год нашей Великой Победы! Диаметр купола – 22,43 метра – число, означающее время подписания акта о капитуляции: 22 часа 43 минуты. Площадь мозаики в интерьере храма – 2644 м2, что соответствует числу полных кавалеров Ордена Славы. И, наконец, высота мандорлы храма – 11 694 мм, а это число людей, сражавшихся на фронте и в тылу и получивших звание Героя Советского Союза. Мандорла определяется православной энциклопедией как «облако славы» миндалевидной, эллипсовидной или круглой формы. Это символическое иконографическое изображение сияния Божественной славы и Нетварного света, визуально обрамляющее фигуры Господа, Божией Матери, иногда святых.

Парк строился на бюджетные деньги Москвы и Московской области, однако было и немало пожертвований.

Стиль, в котором спроектирован храм, эксперты называют русско-византийским. На стенах посетители храма видят росписи с многочисленными батальными сценами из военной истории России, текстами из Священного писания, иконами, изображениями святых. Воинским духом пронизана и отделка храма, поскольку иконы и иконостас сделаны из меди с эмалями, как это делалось именно на военных иконах. На сводах храма, которые собраны из витражей, изображены ордена, которыми военачальники и цари в разные периоды истории награждали героев. Впечатляет центральная апсида (алтарный выступ, как будто пристроенный к храму здания) в виде металлического барельефа, посвящённая Воскресению Христову. Смысловым и духовным центром сооружения является образ Нерукотворного Спаса в центральном куполе храма. Считается, что это самое большое изображение Спасителя, выполненное с помощью мозаики и окружённое образами Божией Матери Казанской, Владимирской, Смоленской и Тихвинской, которые в свою очередь отражают наиболее важные события русской истории. Икону обычно сопровождает ковчежец, в котором находятся частицы святых покровителей. Среди них – великомученик Георгий Победоносец, апостол Андрей Первозванный, святитель Николай Чудотворец, преподобный Сергий Радонежский, апостол Пётр, великомученица Варвара, великомученик Пантелеимон Целитель, праведный адмирал Фёдор Ушаков. Сам образ Спасителя, помещённый в бронзовый складень, весит почти 100 килограммов!

Главный храм Вооружённых сил необычен не только своими размерами, высоким качеством проделанной работы, необыкновенной красотой, но и темами, которые отражены на иконах и мозаиках, связанными не только с предыдущими войнами тогда ещё православной России, но и с Великой Отечественной войной, её полководцами, героями, советскими людьми, реалиями и символами. Прежде их невозможно было представить в любом православном храме в первую очередь по причине богоборческой природы советской власти, гонений на церковь и воинствующего атеизма раннего СССР. Однако подвиг, совершённый Красной армией и советским народом, был настолько грандиозным, что превратил эту часть советской истории в Большую Священную Историю России. Ведь не зря Великую Отечественную войну называли религиозным словом «священная» не только православные христиане, активнейшим образом участвовавшие в защите Отечества, но и партийные власти. Потому в этом храме царит необыкновенная одухотворённая атмосфера, в которой растворяются все идеологические противоречия, ранее разделявшие общество на два лагеря. Потому этот великолепный храм-музей, храм-примирение атеистов и верующих, храм-напоминание о Великой Победе очень нужен нашей стране.

Источник: НИР №5, 2025

Дмитрий АРМЕНСКИЙ


© 2025 Наука и религия | Создание сайта – UPix