К числу повседневных явлений, с которыми мы сталкиваемся и которыми пользуемся постоянно, но над сутью которых задумываемся очень редко - таких, как дыхание, ходьба, сон, да и сама жизнь! - относится и язык.
Тайна языка связана с познанием, с духовным освоением мира. Ещё в древности философы сформулировали знаменитую проблему: существует ли ненаречённое, непоименованное?
В Библии Создатель даёт Адаму высшие полномочия называть все сотворённые существа: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (Быт 2: 19). Один из острейших умов XX века, философ Людвиг Витгенштейн, размышляя на эту тему, сказал: «Границы моего языка означают границы моего мира». Он имел в виду индивидуума, однако это вполне приложимо и к «коллективной личности» - народу как создателю, носителю, хранителю Слова. На Земле сегодня существуют порядка семи тысяч языков - значит, есть семь тысяч абрисов границ реальности, семь тысяч картин мироздания и человеческого бытия.
Язык - ключ к культуре, истории и современности любого народа. Именно он способен дать нам сколько-нибудь надёжные сведения о менталитете того или иного этноса, его ценностях, понятиях о прекрасном и безобразном. Ещё Пифагор за полтысячелетия до Рождества Христова наставлял: «Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык». За прошедшие века эту древнюю максиму многократно подтверждали писатели, учёные, мыслители.
Однако в языковом мире, как и везде, есть великое и малое. Существуют языки-«исполины» (по численности говорящих на них людей), языки многочисленных, широко расселившихся наций, языки международного общения. Есть языки локальные; есть изолированные; находящиеся под угрозой, исчезающие. Всё это определения из разных категориальных рядов. Надо сказать, что лингвисты не только большие любители классификаций, но и люди, весьма склонные к периодическим пересмотрам систем. Так, скажем, постоянно ведутся споры о понятии языковой семьи (макросемьи) и группы (подгруппы), а также о границах конкретных лингвистических семей и групп. Пожалуй, только числовые показатели будут здесь наиболее надёжными.
К десяти наиболее распространённым языкам сегодня относятся: китайский (мандарин), английский, испанский, русский, хинди, арабский, бенгальский, португальский, малайско-индонезийский (некоторые лингвисты говорят о нём как о едином языке, другие разграничивают в нём два всё-таки очень близких диалекта), французский. На китайском языке говорят свыше миллиарда людей. На каждом из девяти других из десятки самых распространённых общаются более 100 миллионов человек.
Как видим, многолюдные народы - например, жители Индии - имеют все шансы повысить мировой статус своего языка. Носители английского и испанского - торговцы, первооткрыватели и завоеватели - продвигали свои языки на всех континентах. Два эти языка доминируют территориально: английский является официальным в пяти с половиной десятках государств, испанский - более чем в двадцати странах. Немного отстали французы: их язык является первым официальным в полутора десятках государств. Маленькая Португалия некогда распространила своё наречие по трансокеанским маршрутам. Благодаря португальским мореплавателям - и, что говорить, колонизаторам - язык великого Камоэнса сегодня звучит от Макао до Рио-де-Жанейро.
Что же касается подразделений языков, то доминирует традиционное деление их на семьи. Таковых насчитывается в мире от 240 до 420. В семьи объединяют языки по генетическому принципу: сходство корней слов и общность грамматического строя говорит лингвистам о едином древнем истоке таких, например, далёких сегодня языков, как турецкий и якутский, хинди и ирландский.
Есть и языки, не вписывающиеся в изученные семьи. Правда, исследователи обычно стремятся выявить родственные связи таких изолятов - и небезуспешно. Так, скажем, корейский язык, долгое время считавшийся изолированным, сегодня многими учёными включается в алтайскую семью. Часто изолятами становятся последние представители вымерших больших языковых общностей. Изолированными языками признаются, например, кетский и нивхский (в Сибири), айнский (в Японии), бурушаски (в Пакистанском Кашмире), баскский (в Испании и Франции).
От изолированных языков сделаем следующий шаг - к языкам угрожаемым, находящимся в проблемной или критической ситуации. По некоторым - впрочем, как обычно, оспариваемым - данным каждые две недели в мире исчезает один язык. По прогнозам учёных, к концу XXI века их исчезнет 3,5 тысячи. Тревожные и даже трагические цифры! Ведь, как мы уже говорили, каждый язык - это целый мир, пространство культурно-исторического бытия народа, его родовой корень. Выживание народа без собственного языка - практически невозможно. С исчезновением каждого наречия беднеет общий витальный потенциал человечества, скудеет его духовная сокровищница, сокращаются его адаптационные возможности. Сохранение даже малораспространённых языков важно как с точки зрения гуманитарной (необходимо сохранять культурное разнообразие человечества - за это мы ответственны перед потомками и Космосом!), так и с точки зрения сравнительно-исторического языкознания, этнологии, культурной антропологии.
В наши дни международный мониторинг лингвистической ситуации осуществляет ЮНЕСКО. Эта организация с 1994 года ведёт «Красную книгу исчезающих языков»; с 1996 года она издаётся в бумажном виде под названием «Атлас языков мира, находящихся под угрозой исчезновения». Атлас показывает степень сохранности языка на основе девяти факторов, из которых самым важным является передача языка между поколениями.
В зависимости от этого языку присваивается один из следующих статусов: безопасный (safe) - на языке говорят многие поколения, передача языка не прерывается (такие языки не занесены в атлас); уязвимый (vulnerable) - на языке говорит большинство детей, но его распространение может ограничиваться несколькими областями (например, язык употребляется только дома); под угрозой (definitely endangered) - дети дома уже не учат язык как родной; серьёзно уязвимый (severely endangered) - на языке говорит старшее поколение, а поколение родителей может его понимать, но не говорит на нём с детьми или между собой; критически уязвимый (critically endangered) - носителями являются старые люди, которые говорят на языке только частично и редко; вымерший (extinct) - носителей уже не существует (в атлас занесены только языки, вымершие до 1950-х годов).
В соответствии с используемой методологией, абсолютное число носителей не играет существенной роли: например, креольский язык острова Питкэрн (менее 100 носителей) отнесён к уязвимым, в то время как язык дурува, имеющий в Индии более 50 тысяч носителей, причислен к находящимся на грани исчезновения. С точки зрения ЮНЕСКО, гораздо важнее, насколько хорошо язык передаётся следующим поколениям, что наиболее очевидно определяется количеством детей, на нём говорящих, а также средним и минимальным возрастом говорящих.
Последняя версия Атласа, изданная в 2010 году, содержит около 2500 языков (из которых 230 исчезли с 1950 года). Эта цифра приближается к общепринятому количеству языков, находящихся под угрозой исчезновения, - 3000. Вдумаемся: в ближайшее время в статус мёртвых могут перейти более трети живых языков нашей планеты. На 1492 языках Земли говорят менее двух тысяч человек.
Согласно данным «Красной книги», на территории России под угрозой находится 116 языков. Цифра тревожная. Хотя, заметим, оскудение языкового богатства - процесс общемировой. Он связан с общими для всей нашей цивилизации вызовами развития: глобализацией, взрывной информатизацией, нарушением связи поколений, урбанизацией и разрушением традиционных укладов жизни.
Надежду на то, что люди разных стран смогут объединить свои усилия в деле сохранения языков - а значит, и культур, укладов, традиций, даёт новый международный проект, в котором участвует и наша страна. 2019 год провозглашён Генеральной ассамблеей Организации Объединённых Наций Международным годом языков коренных народов. Данная инициатива была поддержана ЮНЕСКО, которая подготовила соответствующий План действий. Официальное открытие Международного года языков коренных народов состоялось в рамках Межправительственного конгресса в Париже 28 января 2019 года.
Распоряжением от 3 ноября 2018 года Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведева образован организационный комитет по подготовке и проведению Международного года языков коренных народов в нашей стране. Обращение на самом высоком международном и национальном уровне к вопросам сбережения культурного и языкового наследия коренных народов (согласно оценкам ООН, 370 миллионов их представителей проживают в 90 странах) свидетельствует об актуальности данной темы, её высокой значимости в планетарном контексте.
Источник - Айшат Темирова, журнал "Наука и религия", №4, 2019