Представление о разумных обитателях иных планет является одним из основных «кирпичиков», используемых при создании фантастических произведений, которое успело стать «визитной карточкой» научно-фантастической литературы и кинематографии.
Вместе с тем, некоторые учёные всерьёз убеждены в реальной возможности наличия биологической жизни вне Земли. Наконец, изрядное число людей утверждают, что они уже здесь и сейчас стали свидетелями активности представителей инопланетных цивилизаций и даже успели установить с ними контакт. Идея, таким образом, получает распространение на самых разных уровнях и муссировалась почти всё последнее столетие.
Наверняка каждому, читающему эти строки, вне зависимости от его отношения к религии, доводилось слышать утверждения, что Церковь относится к мысли о существовании иных форм жизни вне Земли крайне отрицательно. Дабы не томить читателя, предупредим сразу: подобные утверждения — не более чем навязчивый стереотип, поверхностный и ложный, как, наверное, и все стереотипы.
Однозначно отрицательно Церковь относится только к уфологии. Вопрос этот в современной церковной литературе разобран достаточно подробно, любой интересующийся без труда сможет найти в любом православном книжном магазине брошюру или книгу, касающуюся данной темы. Аргументы по большей части изложены в них одни и те же. Кратко говоря, Церковь не отрицает того, что уфологи имеют контакты, но только контактируют они не с гостями из глубин вселенной, а с падшими духовными существами — бесами. Для православного человека это очевидно на основе анализа как самого «явления», вида и действий обитателей НЛО, так и тех плодов, которые они приносят для «очевидцев» и «контактёров». Более подробно можно почитать в книге архимандрита Серафима (Роуза) «Православие и религия будущего».
Часто приходится слышать мнение, что раз НЛО на самом деле не явление реальных «пришельцев», а лишь «концерты», устроенные бесами, то таким же образом следует отрицать и существование инопланетного разума в принципе, и что само предположение о возможности существования иных форм жизни на других планетах порочно и имеет бесовское происхождение.
Однако на самом деле эти вопросы между собою напрямую никак не связаны. Можно пояснить это на ярком примере: известно, что бесы являлись многим раннехристианским отшельникам в виде эфиопов, однако это вовсе не означает, что христианство отрицает возможность реального существования эфиопов, или что Церковь относится отрицательно к самим эфиопам как к нации. Ведь в то же время реальные эфиопы активно принимали христианство и, опять же, были и в числе подвижников, которых искушали бесы. То же и в нашем случае: из того, что в нынешние времена бесы являются в образе космических пришельцев, разумных инопланетян (используя их как образ чего-то далёкого, загадочного и иного, каким средневековому человеку представлялись эфиопы), вовсе не следует, что оных инопланетян не может существовать в природе, или что они также являются заведомо злыми и демоническими. Это два совершенно разных вопроса.
И если отношение к уфологии и её предмету у Церкви однозначно отрицательное, то в вопросе возможности существования инопланетной жизни самой по себе, позиция, как уже было сказано, иная. Несмотря на то, что многие люди искренно убеждены в обратном. Самый распространённый у них, «стереотипный» аргумент против существования жизни вне Земли — «в Библии об этом не сказано, значит, этого и нет».
Но, во-первых, Библия, как многократно подчёркивали православные богословы, — это не естественно-научная энциклопедия. В ней не сообщается, например, и о радиоактивных элементах, что не мешает им существовать в богозданном мире, в ней ничего или почти ничего прямо не говорится о полётах человека в космос — что не мешает, опять-таки, им осуществляться. Библия сообщает лишь о том, что необходимо знать человеку для спасения от греха и смерти. Отсюда следует вывод: вопрос о существовании жизни на других планетах не имеет никакого значения для спасения души человека, независимо от того, в какую сторону этот вопрос решается.
Во-вторых, православное вероучение зиждится не только на Библии как на Священном Писании, но и на Священном Предании — живом опыте Богообщения Церкви в истории. Выражено Св. Предание прежде всего в писаниях святых — тех лиц, которые своею жизнью засвидетельствовали любовь Божию и благополучно достигли упокоения в этой любви. На основании творений святых и их единства по тому или иному вопросу и можно делать вывод о подлинной позиции Церкви по тому или иному поводу.
То, что позиция в отношении существования инопланетной жизни не столь однозначна, как принято считать, видно, в частности, из слов святого Николая Японского, которые он записал, отзываясь об одном знакомом протестантском пасторе: «Православие для N является такой же terra incognita, как Марс с его обитателями». Конечно, это всего лишь оборот, или, как сказали бы в то время, фигура речи, однако весьма примечательно, что ничего зазорного в таком обороте, недвусмысленно предполагающем наличие жизни на других планетах, святой Николай не видел. Особенно, если учесть, что во время написания этих слов (начало ХХ века) европейское общество, взбудораженное открытием «марсианских каналов», всерьёз полагало, что на Марсе есть разумная жизнь.
С гораздо большей определённостью говорит об этом другой святой ХХ века и вместе с тем один из крупнейших учёных, хирург, спасший жизни тысячам людей, — святитель Лука (Войно-Ясенецкий): «Невозможно допустить, что все бесчисленные звёздные миры были только грандиозными массами мёртвой материи, чтобы мир живых существ обрывался на человеке, этой первой ступени духовного развития. Что мешает допустить, что небесные тела служат местом обитания бесчисленных живых разумных существ, высших форм интеллектуальности?».
Один из авторитетнейших богословов ХХ века, архиепископ Иоанн (Шаховской), пастырь Американской Православной Церкви, посвятил этому вопросу целую статью, в которой утверждает, что «нельзя считать противоречащими вере в Бога существование в космическом пространстве иных вселенных, других разумных существ... Только одно надо всегда иметь в виду при этом: как бы ни был велик и чудесен звёздный мир, сияние которого мы видим над головой, есть ещё мир гораздо более высокий: мир духа и истины. Этот мир нельзя отождествить ни с каким пространственным».
С иронией относясь к антропоморфным представлениям современных ему учёных о гипотетических обитателях иных миров, архиепископ Иоанн склоняется к тому, что «связь каких-либо неизвестных нам звёздных существ с космосом не обязательно предполагает их подчинение тем законам жизни, которые известны на Земле», и, шире, «земных категорий и понятий вообще». Он допускает существование разных типов «инопланетян» в их отношении к Богу: они могут быть падшими, но неискуплёнными, могут быть падшими и искуплёнными, на которых каким-то образом распространяется искупительный подвиг Христа, могут быть непадшими, могут, наконец, быть совершенно иными, разумными, но не имевшими выбора и потому стоящими в духовном плане ниже человека, именно свободное обращение которого к Богу в глазах Его является самой высшей драгоценностью во вселенной.
Но при всём этом следует чётко осознавать, что «Боговоплощение и искупительная жертва Христа — единственные и неповторимые, Христос пришел на Землю спасти человека, всю тварь и весь космос от греха, проклятия и смерти», — это подчеркнул и нынешний предстоятель Русской Православной Церкви патриарх Алексий II, отвечая в интервью на вопрос о возможности существования других цивилизаций в космическом пространстве, об этом в аналогичном контексте высказался и святой Иоанн Кронштадтский: «Звёздная наука дознала и утверждает, что наша Земля в порядке мироздания есть едва заметная точка, что миллионы миров кругом нашей Земли наполняют бездны пространства, — и вот эта одна точка, этот едва заметный шар Божьего творения, населяемый людьми — удостоился несказанной чести носить на себе Бога-Плотоносца, Бога-Человека... Ни один из видимых миров, кроме Земли, не удостоился этой величайшей чести... Почему же дано такое предпочтение Земле? Почему только на Земле Бог явился во плоти? — Это великая тайна Божия, тайна безмерного милосердия и снисхождения Божия к погибающему человечеству».
Однако, продолжая фразу и пытаясь отчасти проникнуть в эту тайну, святой Иоанн пишет странные слова: «может быть, только на одной Земле было падение разумной твари, созданной по образу Божию, и потому только здесь требовалась всемогущая, восстановляющая от падения Рука, только здесь нужно было явное пришествие Врача для уврачевания неисцельно болящего человека, которого не могли исцелить отъ язвы греха никакия врачевства человеческие».
Будучи абсолютно уверен своим духовным опытом в уникальности Боговоплощения на Земле, св. Иоанн Кронштадтский словно допускает этой фразой возможность существования «разумной твари» в других мирах, которая не совершила грехопадения, однако его осторожное «может быть» не позволяет судить с достаточной уверенностью о том, насколько серьёзно он относился к подобному допущению.
Средневековые агиографические тексты предоставляют ещё больший простор в этом отношении. Для примера мы рассмотрим два эпизода из «путешествия» святого Брендона, подвижника VI века. Его история крайне примечательна. Прочитав книгу о чудесах Господних, описание которых показалось святому слишком уж фантастичным, он соблазнился по поводу прочитанного и сжёг книгу. За это Господь судил Брендону самолично вместе с братиями его монастыря отправиться в многолетнее плавание, для того, чтобы он мог своими глазами убедиться в истинности написанного в книге.
И вот, повествуется, что однажды корабль с монахами заплыл посреди моря в такое место, «где был слышен неподалёку большой шум и грубые речи людей, и рёв скота. Они слышали, как выгоняют скот, танцуют и ухаживают, поют, плачут и смеются, и другие разнообразнейшие звуки. Этому святой Брендон был крайне удивлён, ибо они не видели ничего, кроме воды и неба, но слышали много». Позднее ему объяснили, «что шум, который они слышат — из другого мира»(!).
В ином эпизоде подвижник с братией высаживается в неизведанной стране, где обитает «удивительного вида народ»: «головы их были как у свиней, и у них были человеческие руки с собачьими когтями, и журавлиные шеи. И каждый имел колчан со стрелами» . Сначала монахи опасаются, считая их бесами, но оказывается, что это совершенно иные существа, с иной духовной судьбой. Вот что говорит святому Брендону один из них: «Знай, что мы узнали Бога раньше, чем ты, когда Он сидел в Своём величии и мы были у Него в милости... Мы были очень близки к Нему в небесном царстве. Но мы следовали Люциферу, который был изгнан с неба. Когда Люцифер восстал против Бога, мы имели мало разума, и не понимали разницы между добром и злом. И Бог, зная наш малый разум, поступил с нами не так, как с Люцифером и отпавшими с ним ангелами, которые были разумны. И Он дал нам собакоподобные тела, ибо мы жили на небе по обычаю собак — кого собака знает, того она не станет кусать. Так поступили мы, не тронув Люцифера, когда он восстал против Бога, но так как мы с ним и не восстали. Бог оказал нам милость, и не отправил с ним в ад. Эту страну нам дал Бог, и мы надеемся, что Он ещё смилостивится над нами».
Приведённых цитат, на наш взгляд, достаточно, чтобы с уверенностью сказать, что существование неразумной жизни вне Земли однозначно допускается Православием.
Если говорить о разумной жизни, то здесь нужно помнить, что по православному учению, человек является выразителем, представителем всей материальной твари. Поэтому из-за его грехопадения увлечено было ко греху и всё видимое творение и смерть вошла во всю материальную вселенную, и через его спасение, осуществлённое Богочеловеком Христом, живое творение сопричастно благодатной жизни будущего века. Именно поэтому, строго говоря, для бытия точно таких же в духовно-нравственном отношении существ, как люди, места просто не остаётся. Но вместе с тем возможны и другие варианты, даже если сейчас их сложно до конца проговорить. Не считал ведь средневековый христианин, убеждённый в том, что есть страны, населённые «людьми с пёсьими головами» их наличие противоречащим своей вере? Даже в житиях некоторых святых (например, преподобного Павла Фивейского) мы встречаем истории об общении подвижников с кентаврами, причём не как с бесовскими искушениями, а именно как с вымирающей расой полулюдей. И кентавры и псеголовцы явно описываются как разумные существа, при этом иной физиологии, чем люди. Существа, с которыми общался св. Брендон, описываются как «недоразумные», стоящие выше животных, но ниже людей и ангелов.
Закончить наш экскурс в проблематику православной «экзотеологии» хотелось бы цитатой из труда великого русского учёного М.В. Ломоносова. Окрылённый сделанным им открытием атмосферы на Венере, он допустил возможность существования там разумных обитателей и попытался рассмотреть возникший из этого круг богословских вопросов:
«Некоторые спрашивают, ежели-де на планетах есть живущие нам подобные люди, то какой они веры? Проповедано ли им Евангелие? Крещены ли они в веру Христову? Сим дается ответ вопросный. В южных великих землях, коих берега в нынешние времена почти только примечены мореплавательми, тамошние жители, также и в других неведомых землях обитатели, люди видом, языком и всеми поведениями от вас отменные, какой веры? И кто им проповедал Евангелие? Ежели кто про то знать или их обратить и крестить хочет, тот пусть по евангельскому слову туда пойдет. И как свою проповедь окончит, то после пусть поедет для того же и на Венеру. Только бы труд его не был напрасен. Может быть тамошние люди в Адаме не согрешили, и для того всех из того следствий не надобно. „Многи пути ко спасению. Многи обители суть на небесех“. При всем сем христианская вера стоит непреложна».
Диакон Георгий Максимов,
Источник - сетевой миссионерско-просветительский журнал "По ком звонит колокол"