Водяной медведь – в космос без скафандра

С тех пор, как человек вышел в открытый космос, жители Земли не перестают задумываться о колонизации космического пространства. Особенно в

преддверии, неотвратимо приближающегося перенаселения планеты. Чтобы найти способ адаптации человека к жизни на других планетах ученые много лет изучают удивительное существо, обладающее рядом просто фантастических качеств, главное из которых - неуязвимость для любой внешней агрессивной среды.

Водяной медведь выдержит все!

Невероятно, но на Земле нет, другого живого существа, способного выжить в экстремальных условиях, которые водяной медведь даже не заметит. Он десятилетиями способен полностью обходиться без еды и воды. Легко переносит температуру от абсолютного нуля до +150С. Ему не страшны, ни высокое давление, ни любое из существующих на Земле или в космосе излучений. Во время экспериментов водяные медведи спокойно переносили температуру от – 273С до +151С, не теряя способности к передвижению и размножению. Никак не повлияло на их самочувствие и облучение радиацией в 1000 раз превышающей смертельную для человека дозу. Они легко перенесли погружение в спиртовой раствор и жидкий гелий. Газовые атаки сероводорода и углекислого газа водяной медведь также просто не заметил. Как только ученые не мучили бедных « водяных мишек» - все им было нипочем. Температуру в -193°C они мужественно выносили в течение 20 месяцев, охлаждение жидким гелием до -271°С выдерживали более восьми часов, нагревание до 100 °C терпели более часа. Даже рентгеновское облучение в 570 000 рентген не смогло причинить водяным медведям сколько-нибудь существенного вреда, хотя для человека облучение дозой всего в 500 рентген является смертельной. Не страшно оказалось для них и давление в 6000 атмосфер в шесть раз превышающее давление в Марианской впадине, самом глубоком месте мирового океана. Оказалось, что водяные медведи крайне не прихотливы в еде. Средний возраст жизни этого существа составляет около 200 лет, из которых более 10 лет, водяной медведь может спокойно обходиться, как без еды, так и без воды, а без воздуха он может прожить до нескольких недель! Но самым удивительным свойством водяных медведей, ученые признали способность к «воскрешению». При отсутствии влаги, эти существа умирают. Высыхая, они теряют до 97% воды в организме, но стоит попасть на их кожу хотя бы одной капле воды, как водяные медведи тут, же оживают. В состоянии подобной мнимой смерти они могут провести до нескольких лет. Безусловно, подвергнув водяных медведей самым суровым испытаниям на Земле, ученые решили посмотреть, что же с ними будет в космосе. Результат превзошел все ожидания: водяные медведи легко перенесли не только нахождение в космосе на высоте 160 миль - им оказались не страшны, ни космический вакуум, ни космический радиационный фон.

Кто Вы мисс тихоходка?

Впервые это удивительное существо было обнаружено в далеком 1773 году немецким пастором Августом Эфраимом Гёце, который записал в своем дневнике: «Маленькое животное, обладает необычным строением, больше всего похоже на медведя в миниатюре. Поэтому я решил назвать его маленьким водяным медведем». Независимо от И.А. Геце в 1777 году водяного медведя обнаружил итальянский ученый Ладзаро Спалланцани, дав животному имя - «тихоходка». Здесь необходимо отметить, что итальянец оказался намного ближе к истине, так как открытый им вид нового существа передвигался действительно крайне медленно - около 2-3 миллиметров в минуту. Однако немец тоже был по-своему прав, поскольку тихоходка внешне напоминала медведя, правда, настолько маленького, что подробно разглядеть его оказалось возможно лишь в сильный микроскоп. Внешне водяной медведь представлял собой животное с виду напоминающее червя, но почему-то отнесенное учеными к классу паукообразных. Возможно, тихоходку причислили к паукам из-за наличия четырех пар небольших ножек. Сам водяной медведь имеет длину от 0.05 до 1.5 мм. Не удивительно, что животное, обладающее уникальной способностью к выживанию в любых самых невероятных внешних условиях, оказалось достаточно сильно распространено на Земле. Сегодня в мире известно более 900 видов водяных медведей, из которых около 120 встречаются в России. Тихоходок находили в Гималаях на высоте 6000 метров и в морской пучине на глубине 4000 метров и даже во льдах Шпицбергена. В то же время нельзя сказать, что водяные медведи животные исключительно водной стихии. Только 10% тихоходок живут в море, остальные 90% могут населять пресные водоемы. Основная масса этих уникальных существ селится внутри мха или лишайников, расположенных на земле, деревьях, домах, скалах или на старых стенах. Ученые подсчитали, что в одном грамме мха может оказаться до тысячи водяных медведей.

Космическая сага

Было бы довольно странным если бы ученые, исследуя уникальные качества водяных медведей, не испытали их тела на прочность в космическом пространстве. Подобные эксперименты проводились дважды: в 2007 и 2009 годах в рамках космической миссии "Тихоходки в космосе", запущенной Европейским космическим агентством. Водяные медведи на десять дней оказались в открытом космосе, подвергаясь воздействию целого списка негативных факторов. Но и здесь отважные тихоходки не ударили в «грязь лицом». После окончания эксперимента, они не только смогли полностью восстановиться, но и остались способны к размножению. При этом «космические приключения» водяных медведей проходили в специально искусственно утяжеленных условиях: в космос животные были отправлены в состоянии анабиоза, после потери существенной части влаги организма, являющейся для тихоходок жизненно важной. В космосе водяных медведей разделили на три группы: первую испытывали на переносимость космического излучения, низкого давления и температуры – выжило и дало здоровое потомство три особи. Вторую группу подвергли облучением ультрафиолетом, ограниченного спектра, выжили все особи, и наконец, третья группа оказалась под излучением полного спектра ультрафиолета, которое удачно перенесли лишь 12% тихоходок.

Исследования продолжаются

После окончания экспериментов по исследованию предела сверх выносливости водяных медведей, перед учеными встал вопрос о том, что делать дальше с их результатами. Ответ напрашивался сам собой. Необходимо было понять, как тихоходки выживают в экстремальных условиях и попробовать привить эти возможности человеку. По мнению калифорнийского биолога Джона Кроуи вся причина в молекулярной способности самовысыхания. В этот момент организм животных начинает питать «трегалоза» - вид сахара. Если ученые смогут воспроизвести эту способность водяных медведей, то смогут продлевать хранение продуктов, клеток крови, повышать качество вакцин. Применив эти методы в медицине, кто знает, возможно для человечества откроется новая эра здоровья и долгожительства.

Дмитрий Соколов