Вот уже который год подряд известный каталог-справочник «Искусство России», пользующийся заслуженной популярностью у художников, галеристов и искусствоведов,
открывается внушительной подборкой работ художников-космистов Творческого объединения «Созвездие видений». В специальной рубрике «КОСМОС КАК ИСКУССТВО» представлены современные мастера искусств, работающие в самых разных стилях: от космического реализма до классического космизма и символизма.
Ко 2‑й и 3‑й страницам обложки
С произведениями некоторых из них наши читатели знакомы довольно давно. За прошедшие годы их картины не раз появлялись на обложках и страницах «Науки и Религии». Нынешний же год для объединения – юбилейный. Своё 25-летие оно отмечает целым рядом коллективных и персональных выставок в Жуковском, Коломне, Москве, Гагарине, Калуге, а в дни очередного «космического апреля» большая экспозиция «Космос как искусство: путь к звёздам!» открылась в одном из самых знаковых и известных мест, связанных с историей отечественной космонавтики,– Доме космонавтов Звёздного городка.
– Всё здесь по-прежнему наполнено особым духом той самой эпохи великих свершений, – поясняет член редакционного совета «НиР», руководитель ТО «Созвездие видений» Дмитрий Ярошевский, – навскидку и не вспомнишь, какая это по счёту выставка в Доме космонавтов, с которым мы сотрудничаем уже без малого двенадцать лет. И всё равно, каждый раз, приходя сюда, невольно ощущаешь тот же внутренний трепет, что и в первый раз. Эти стены наверняка ещё помнят Гагарина и космонавтов первого отряда. За прошедшие годы их неоднократно украшали полотна таких признанных мэтров отечественного космического искусства, как Алексей Леонов, Андрей Соколов, Владимир Джанибеков, Юрий Походаев. А сегодня на этих стенах висят наши работы, и мы действительно чувствуем то, что без преувеличения можно назвать преемственностью традиций.
Творчество «созвездьевцев» всегда разнообразно, многожанрово и по-своему неповторимо. Сегодня мы расскажем о некоторых авторах, чьи произведения представлены на обложках этого номера.
Работа Анны Артемьевой (город Жуковский Московской области) «Встреча» являет собой интереснейший пример синтеза двух традиций – космического реализма и космизма. С одной стороны, мы видим космонавта, свободно парящего в безвоздушном пространстве, чей скафандр любой знаток космонавтики без труда опознает как знаменитый леоновский «Беркут». А с другой стороны – словно сама Вселенная в виде человеческого эмбриона. Фал, тянущийся от космонавта и сливающийся где-то в крестообразной звезде с пуповиной космического младенца, как и зеркальность поз, указывает на несомненную общность персонажей. Кажется, что эта встреча взаимна и оба смотрят друг на друга с осторожным любопытством. Пока происходит лишь молчаливое созерцание, узнавание, но чего ожидать дальше?
Николая Орлова (город Невинномысск Ставропольской области) наши читатели хорошо знают по филигранно отточенным графическим портретам первых покорителей космического пространства. Его монохромная вселенная, тщательно выписанная рукой виртуоза-графика, предельно продумана ясным разумом человекамыслителя и выношена духовным видением мастера. Картина, которую мы демонстрируем сегодня, наглядно показывает, что художник может одинаково уверенно работать и в живописной технике. Работа «Звёздный путь. Невинномысск – МКС» посвящена его земляку, уроженцу Невинномысска, Герою России, лётчику-космонавту Олегу Скрипочке. На ней мы видим вполне узнаваемый, даже в чём-то типичный железнодорожный вокзал районного центра, каких строились тысячи в нашей огромной стране. Но, следуя за мыслью художника, свободно скользя по рельсам, в какой-то момент понимаешь, что они уже органично перешли в суровый ландшафт Байконурской степи, а городской вокзал стал вдруг космодромом с замершей в предстартовом ожидании огромной космической ракетой, готовой в любую секунду полыхнуть пламенем и с рёвом уйти ввысь. Дистанцию в десятки лет напряжённого труда, взлётов и падений, от школьной скамьи до заветного лифта ракеты-носителя, художник умудрился вместить в скромный квадрат одного-единственного холста. Это ли не чудо?
У художника из Ижевска Владимира Калинина сложился свой неповторимый, немногословный, в чём-то даже минималистический стиль. Тем не менее его работы не могут не завораживать! В них само дыхание Вечности, в котором одновременно и Благодать, и Тайна, и… беззвучный звон непрерывно сыплющихся песчинок Часов Времени, который можно услышать только выйдя на «Перекрёсток Семи Дорог». Автор создаёт полотна, наполненные глубокими, многоуровневыми смысловыми ассоциативными образами и символами. Основная тема произведений – непростые отношения Личности и Вселенной. Главное стремление автора – остановить человека в его бесконечной гонке за материальными благами, заставив хотя бы на секунду задуматься над основополагающими вопросами Мироздания.
Московский живописец Юрий Немцев создаёт свои живописные полотна в уникальном «фэнтезийно-парадоксальном» жанре, искусно играя с законами геометрических пространств и смысловыми метафизическими образами, порой сознательно размывая грани между возможным и невозможным, прошлым и будущим. «…А вот сам Космос как метаобъект вполне серьёзен и непроницаем, в чём-то даже грозен… особенно в контексте непрекращающихся детских поползновений человеческой расы постичь его глубинные основы». Работа «Дрейф» является вполне типичным примером подобной «визуальной провокации». Впрочем, решить, что именно изображено на картине и какой изначальный посыл вложен автором, предоставляется самому зрителю.
Художник-космист Сергей Крайнев (город Энгельс Саратовской области) также посвящает большинство своих работ, написанных маслом и акрилом, теме космоса. «Меня влечёт звёздное небо, планеты, Солнце, космос,– объясняет Сергей.– В нашей Галактике сотни мириадов звёзд и бесчисленное множество планет! Таких галактик во Вселенной – миллиарды, и это не может не завораживать. Таинственный и огромный мир окружает нас, и человек всегда страшился его, восхищался им, стремился познать. Возможно, мои работы заставят людей смотреть не только под ноги, но и обращать иногда свой взгляд к небу. Космос – бесконечное пространство для воображения, где загадкам нет числа». Среди картин Крайнева – космические пейзажи и фантастические миры, сюжеты из романов И. Ефремова, Урсулы Ле Гуин и др., а также его работы, посвящённые развитию современной пилотируемой космонавтики. В технике Сергей старается следовать фотографической точности изображения. Космические исследования, новые материалы, полёты кораблей и создание орбитальных станций – всё это также является источником вдохновения для художника.
Иногда мне кажется, что творческий путь «Созвездия видений» чем-то похож на полёт космической ракеты, с каждой секундой набирающей всё большую высоту. Порой меня спрашивают: как в одном объединении уживаются художники-реалисты, в работах которых мы видим вполне узнаваемые очертания определённых технических конструкций космических аппаратов прошлого, настоящего и будущего, с художниками-космистами, чьи произведения неизменно аллегоричны и говорят со зрителем на языке символов? Но если задуматься, разве само искусство в высшем понимании этого слова не является своеобразным выходом в космос человеческого сознания – в то самое пространство, которое философы разных стран и народов обычно отождествляют с Космосом человеческой Души? Вполне возможно, что границы этих двух космосов – звёздного и внутреннего – более тонки, чем мы себе можем представить, и наше творчество наглядно свидетельствует об этом!
Источник: НИР №5, 2025
Дмитрий ЯРОШЕВСКИЙ