Яркие, экспрессивные работы известного новосибирского художника, академика Российской академии художеств Вадима Викторовича ИВАНКИНА
На вкладках этого номера – яркие, экспрессивные работы известного новосибирского художника, академика Российской академии художеств Вадима Викторовича ИВАНКИНА. Он родился в 1961 году в городе Рубцовске Алтайского края и в школьные годы посещал художественную школу, занятия в которой и определили выбор творческого пути.
Окончив в 1983 году Художественно-графический факультет Новосибирского педагогического института, молодой художник почти сразу стал участвовать в крупных выставках, и первые работы, принёсшие ему известность, были выполнены не в самой любимой им технике акварели. Тогда он и не представлял себе, что именно с ней будет связано его творчество на многие годы.
Вскоре в творчестве Вадима Иванкина появились работы, условно называемые библейскими. В этот цикл входят серии «Откровение», «Полуночный мир», «Эскизы утраченных фресок», «Лицевая книга». Искусствовед О. И. Зотова пишет: «Историческая и культурная ситуация, сложившаяся к 1990‑м годам, привела к возврату религиозной тематики в искусство. В этой ситуации обращение к теме явилось не данью моде, возникшей в начале перестройки, а способом исследования духовной составляющей человеческого бытия…».
Художник и сейчас много работает акварелью, а также синтетической темперой, что расширяет его творческие возможности и не подчиняет их «требованию» материала. Искусствовед А. И. Морозов замечает: «Его акварели – совсем не графика, в ней нет этого “хищного” расползания акварельного пятна, всё заключено в ритмы, в идею свечения, драму жизни. Акварель Иванкина несёт в себе потенциал фресковой живописи».
Сходство работ художника с древними церковными росписями отмечают многие исследователи. Тем не менее Иванкин не обращается к каким-то конкретным сюжетам или персонажам христианской, библейской истории, однако через интуитивно понимаемые, близкие христианскому сознанию образы транслирует глубокие, актуальные смыслы. «Божественная благодать в работах новосибирского художника Вадима Иванкина является в виде длиннополых фигур с нимбами над головами. Эти одинокие образы святых в непривычных позах наполнены великой скорбью и предчувствием драматического исхода. Художник создаёт икону ХХI века, наполненную философскими рассуждениями о судьбе человека, который нарушает законы Мироздания и смиренно принимает за это справедливую кару» (Т. И. Кубанова). При этом Иванкин отказывается от симметрии и использует диагональную композицию и чистые краски для создания эффекта движения. Всё это порождает особую напряжённость в картинах, которую отмечает искусствовед Н. М. Махов: «Наделив свои изобразительные композиции мощным энергетийным зарядом, автор тем самым обрёл возможность не только включить воссозданные им образы в общую цепь мировых событий, но и вобрать в сюжетную канву акварелей силовые токи Вселенной. Искусство художника буквально захватывает вас значительностью взятого им масштаба.
К такой широте изобразительного жеста, несомненно, автора обязывает избранная им самим тема, большая тема назначения человека. Ведь в основу визуальных образов, созданных Иванкиным, положены размышления художника о духовном становлении, формировании нравственного начала людей».
Особое место в творчестве Вадима Иванкина занимает автопортрет – тоже как способ познания самого себя и Мироздания. Об этом рассказывает искусствовед В. Ф. Чирков: «Движимый потребностью понимания конкретного человека, художник явно пошёл ва-банк, сделав предметом исследования автопортрет. …Лишённый даже намёка на самолюбование, художник на автопортретах предстаёт трезвым до самоистязания исследователем. Погрудное или лицевое, фронтальное или в четвертном развороте изображение максимально приближено к зрителю, который при внимательном рассматривании не может не заметить тончайшие градации состояний, которые интересуют самого автора».
Сейчас Вадим Викторович – председатель Новосибирского отделения Союза художников России и секретарь Союза художников России в Сибирском федеральном округе. В этом качестве он выступил инициатором целого ряда художественных и просветительских проектов, предметом исследования некоторых из них стала акварельная живопись.
Дмитрий АРМЕНСКИЙ
Источник: «НиР» № 2, 2024