Художественный руководитель Форума «Живая традиция в Сибири» Ольга КЛЮЧНИКОВА
– Российский Фольклорный Союз провёл за свою историю множество мероприятий, фестивалей, форумов. Чем отличался Форум «Живая традиция в Сибири» от предыдущих?
– Форум был очень желанным в Новосибирской области. Его здесь ждали. Его поддержали губернатор, областные Министерства культуры и образования, он получил благословение митрополита Новосибирского и Бердского Никодима, поэтому все вопросы организации этого масштабного мероприятия решались легко и непринуждённо. За что всем огромное спасибо! ЦРБИ «Русский щит» – главный соорганизатор Форума – обеспечил большое количество участников из числа любителей молодецких игр и традиций России.
– Расскажите, пожалуйста, о фольклорных направлениях, которые были представлены на Форуме, и о коллективах, которые Вы пригласили?
– Фольклорно-этнографическое направление работы с материалом народных традиций складывалось на протяжении десятилетий в деятельности творческих коллективов, которые исповедовали серьёзное отношение к культурному наследию своих предков, комплексный подход, который со временем повлёк за собой создание новой специализации в данной сфере – «этномузыкологии». Комплексное изучение и освоение народных традиций, необходимость включить их в свою жизнь, актуализировать – вот чем характеризуется это направление. Поэтому не только песня, танец, игра, но и сами формы досуга – молодёжные вечёрки, гуляния, совместное пение и подстраивание к песне своих друзей – всё очень важно и нужно! Большое количество мастер-классов и обмен опытом творческих коллективов всегда присутствовали на форуме «Живая традиция».
– Вы здесь в двух ипостасях – как организатор Форума и как соруководитель Клуба традиционной казачьей песни «Петров Вал». Расскажите, пожалуйста, о своём коллективе и о Клубе.
– Наш Клуб возник около 15 лет назад, когда появилась необходимость не только петь на сцене на высоком исполнительском уровне, но и помогать развиваться тем, кому не так повезло в жизни, например, людям с не очень хорошим музыкальным слухом (а петь-то хочется!). Клуб мы создавали с известным исполнителем казачьей песни, в то время хормейстером ансамбля «Братина», И. Е. Петровым, который поддержал идею работы со всеми желающими, без музыкальной подготовки. Раньше в деревне пели все – хуже-лучше, но каждый мог подпеть и поддержать песню, которая была актом совместного общения и приверженности общим ценностям, эстетическим вкусам, художественным ориентирам, памяти о тех, кого сегодня с нами нет. Причастность общей истории, сонастроенность души – это всегда было важно в совместном пении. Мы – поющий народ! Я всегда это утверждала и буду утверждать. Мы должны петь. Это даёт нам силы жить, любить и верить. В настоящее время наш Клуб имеет разветвлённую структуру: группа для новичков, студия, куда приходят люди, уже много лет посвятившие освоению казачьей песни. В основе – песни терских и черноморских казаков. Есть также группа по освоению донской традиции.
– Что Вы можете сказать о сибирской фольклорной традиции?
– Она жива, пока жив народ. Пока молодёжь поёт, а в Сибири очень большое молодёжное фольклорное движение, всегда есть перспектива. Сибирская традиция формировалась последние два-три века, когда Сибирь постепенно заселялась выходцами из различных губерний, и здесь, как в большом плавильном котле, складывались свои традиции на основе большого разнообразия форм, звучаний, интонирования. Сочетание огромной самобытности и в то же время универсальности. И сибирские молодёжные коллективы пытаются уловить эти особенности и познать их через себя. Недаром говорят, что традиция – это передача огня, а не поклонение пеплу.
– Одна из миссий Российского Фольклорного Союза – чтобы Россия запела. С чем Вы сталкиваетесь при попытках осуществить эту миссию – с интересом обычных людей, которые приходят на фольклорные мероприятия в поисках своих корней, с равнодушием чиновников, с сопротивлением западников‑либералов, любителей рока и попсы? Как реагирует на Ваши мероприятия молодёжь?
– Всё имеет место в нашей жизни, и то, и другое, но самое главное – отсутствие равнодушия даже при негативном отношении и непринятии нашего дела. А это лишний раз подтверждает, что без песни нам никак нельзя! Молодёжь реагирует на всё живое с интересом, и это естественно для неё.
***
Одним из ярких событий программы форума стало дефиле в традиционных народных костюмах из коллекции известного московского собирателя С. А. Глебушкина, которым более 100 лет. Публике были представлены наряды, в которые раньше одевались жительницы юга России, Поволжья и Русского Севера. Коллекции реплик южно-алтайского старообрядческого костюма представили известные мастера, собиратели – Татьяна Куликова (Новосибирск) и Марина Сигарева (Барнаул), сибирский костюм в исполнении мастера Екатерины Макаровой (Тюмень). Деятельность сибирских мастеров позволила одеться по образцам их реконструкций многим фольклорным коллективам сибирского региона. Это очень большая и важная работа, осуществляемая мастерами фактически по собственной инициативе и за счёт собственных средств и возможностей!
По словам председателя правления общественной организации «Центр русского боевого искусства “Русский щит”» Дмитрия Семёнова, организатора нынешнего форума, одна из важных задач в современном социуме – вернуть русским женщинам женственность, а мужчинам мужественность. «Русский щит» на протяжении 30 лет проводит эту работу. В Форуме приняли участие педагоги и фольклористы, которые провели творческие мастерские по традиционным молодецким играм, участники которых состязались в силе и ловкости. Прошли также встречи этнологов, искусствоведов и культурологов, вечёрки фольклорных коллективов, выставка-ярмарка ремёсел, презентация игр и народных традиций. В рамках форума было провозглашено создание Общероссийской Ассоциации традиционных народных игр и состязаний.
Главная тема Форума – сохранение народных корней культурного наследия – объединила все мероприятия, и участники Форума приняли обращение к Министерству культуры Российской Федерации поддержать инициативы и предложения фольклорной общественности.
Дмитрий АРМЕНСКИЙ
Источник: "НиР" № 6, 2022