Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно;
не уважать оной есть постыдное малодушие. (А.С. Пушкин)
Нынешний год стал переломным в истории нашего Отечества. Достойно принять вызов времени, сохранить твёрдость убеждений и творческий огонь – вот истинная цель настоящего художника-патриота. Этот год также является юбилейным для заслуженного художника России, Академика Российской академии художеств Игоря Геннадьевича МАШКОВА. Широкому зрителю он известен как автор живописных полотен на темы истории Московского царства, серии работ о российском казачестве от царя Ивана Грозного до Кавказских войн, энциклопедических серий «История русского православного паломничества» и «Путь ко Граду Небесному». Обращение к своим истокам, нравственным и духовным ценностям Игорь Машков считает особенно важным в современном динамично меняющемся мире.
В истории Отечества немало славных страниц. Со всей очевидностью мы должны признать, что интерес к истории России вспыхнул в последние годы в нашем обществе столь же ярко, как и в те годы, когда появилась «История государства Российского» Н. М. Карамзина, открывшего, по словам Пушкина, древнюю Россию, как Колумб Америку.
Вслед за плеядой художников старой школы: В. И. Суриковым, И. Е. Репиным, М. В. Нестеровым, А. М. и В. М. Васнецовыми, чьи громкие имена составили славу отечественного искусства, – и в век двадцатый появились живописцы, готовые воспеть страницы великой истории России.
Один из таких художников – Игорь Геннадьевич Машков. Уже в начале творческого пути, выставляясь на всероссийских и московских выставках, он запомнился широкому зрителю по циклу картин, связанных с историей допетровской Руси. Яркие и динамичные, насыщенные правдивыми историческими образами и деталями, эти полотна – «Опричный двор царя Иоанна Грозного. XVI век» (1990), «Царь Иоанн Грозный на охоте» (1999), «Соколиная охота царя Алексея Михайловича» (1990), «У проездной башни Белого города. XVII век» (1991) и др. – открывали зрителю доселе малоизвестные страницы жизни и быта московской Руси.
Игорь Машков родился в Москве в 1967 году. Его творчество и взгляды на жизнь формировались в 1980–1990‑е годы. В 1985 году он окончил Московскую среднюю художественную школу при Московском Государственном художественном институте имени В. И. Сурикова. Тогда же был награждён дипломом Академии художеств СССР I степени за картину «Царь Пётр и царевна Софья» (1985), которая экспонировалась на Всесоюзном конкурсе профессиональных средних учебных заведений. С 1987 года, после службы в армии, удалось продолжить обучение в МГХИ имени В. И. Сурикова. Молодой художник совершенно осознанно выбрал мастерскую портрета под руководством профессора И. С. Глазунова.
В то время творчество этого яркого, ни на кого не похожего художника вызывало огромный интерес. Но главное, что помогло определиться с выбором, – это крепкая профессиональная подготовка, копийная практика в Эрмитаже и ленинградской Академии художеств, стремление руководителя привить ученикам знания и любовь к высокому искусству. «Школа – это крылья художника» – говорил И. С. Глазунов.
В 1993 году Игорь Машков заканчивает учёбу в МГХИ, и его принимают в Союз художников России. Дипломной работой в институте и подведением первых творческих итогов становится монументальное полотно «Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон. Последняя встреча». Рецензент картины, выдающийся российский историк искусства Н.Н. Третьяков, помимо правдоподобности сюжетной линии отметил «особый старомосковский воздух, переданный кистью и талантом автора». А в 1995 году поворот судьбы привёл его в Творческую мастерскую живописи Российской академии художеств.
Руководители мастерской, академики и народные художники СССР А. П. Ткачёв и С. П. Ткачёв, – широко известные мастера. О творчестве художника они отзываются так: «Работы Машкова написаны внимательно и с любовью, в них чувствуется уверенная рука мастера. Они неординарны по решению». В это же время он участвует в конкурсной программе по росписи Храма Христа Спасителя. Одновременно происходит его становление как портретиста. Игорь Машков создаёт цикл портретов казаков, участников ансамбля «Казачий круг»; пишет прекрасный, наполненный любовью к русской музыкальной культуре портрет Фёдора Ивановича Шаляпина. Все его портреты отличают глубокое проникновение в суть человеческого бытия и любовь к России.
В короткий срок подпись «И. Машков» на живописных полотнах становится узнаваемой и привычной для отечественных и зарубежных специалистов, любителей искусства. Он принимает активное участие в московских, всероссийских и зарубежных выставках, выставках товарищества художников «Москворечье» и «Русская живопись», за его плечами более 50 персональных выставок в Московском Кремле, в мэрии Москвы, Московской городской Думе, Администрации президента РФ, Российском фонде культуры, Московской патриархии, Центральном доме художника. Его картины находятся в музейных собраниях и частных коллекциях в России, Австрии, Германии, Франции, Японии, Китая, Монголии, Словакии, Италии.
И, конечно, фундаментальный труд – работа над художественно-исторической серией «История русского православного паломничества», созданной по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и Патриарха Кирилла. Картины этой серии знакомят зрителя с благочестивыми русскими паломниками от святой княгини Ольги до наших дней. Это картины «Святая равноапостольная княгиня Ольга вступает в храм Святой Софии. Константинополь» (2001), «Игумен Даниил у Гроба Господня» (2002), «Паломничество преподобного Антония Киево‑Печерского на Афон в 1015 году» (2003). За эту серию из 12 картин художник был награждён Серебряной медалью «Достойному» Российской академии художеств в 2017 году.
К числу несомненных заслуг Игоря Машкова надо отнести ярко проявившееся в его картинах стремление освободиться от традиционной ограниченности сюжетов, являющих лишь вершину исторического айсберга. Отсюда выбор сюжетов для исторической серии «Путь ко Граду Небесному», где ключевые в духоносном плане события истории российской выстраиваются в единую линию. Это картины «Чаша Великого князя Александра Невского (в Золотой Орде у хана Батыя и сына его Сартака)» (2008), «Великая княгиня Ольга и сын её Святослав (проводы из Вышгорода в Новгород)» (2008), «Переселение запорожцев на Кубань в 1792 году» (2007) и другие. Отсюда и непреходящий интерес художника к истории казачества российского, воспетой им в ряде портретов и исторических полотен: «Посольство Ермака к Ивану Грозному» (1988), «Генерал Бакланов на Кавказе» (1995), «Казаки. Походная песня» (1994–2001), «Предвестие грозы. Проводы на Первую мировую войну» (2014–2016). В работе над историческими холстами художник следует наставлению И. Репина: «…Красота дело вкусов; для меня она вся в правде».
Ещё одна грань таланта Игоря Машкова – пейзаж, причём органично переплетающийся с историческими сюжетами. Нижний Новгород и Печоры, Москва и Дивеево, Волга и Ока, безымянные русские речки – это лишь малое в географии творческих поисков художника.
В Мадриде в 2007 году Игорь Машков был удостоен чести писать с натуры портрет Главы Дома Романовых Е. И. В. Великой княгини Марии Владимировны Романовой. В 2011‑м в Ватикане, работая над портретом понтифика, имел личную аудиенцию с римским папой Бенедиктом XVI. Писал многих общественных и политических деятелей и всегда старался угадать внутреннюю суть, душевную глубину портретируемого.
При этом искусство Игоря Машкова захватывает не драматургической полнотой «рассказа», а более таинственным свойством – способностью убедить зрителя, увлечь его сотворённой на холсте реальностью. Пути, по которым художник идёт к картине, непредсказуемы, полны открытий и порой откровений свыше. Игорю Машкову довелось видеть схождение Благодатного Огня в Иерусалиме, подниматься ночью на гору Моисея на Синае, спускаться в пещеру воскрешения Лазаря. Художник слышал «рокот космодрома» на ночном старте «Прогресса» на Байконуре. В поисках натуры ездил на снегоходах по таёжным «усам» в Коми, ходил на карбасе по Белому морю, жил на охотничьих кордонах и в монгольских юртах. Поднимался на горы Тянь-Шаня и спускался в пещеру Зевса на Крите и в Кунгурские пещеры на Урале. Материалов из этих «походов» хватит не на одну сотню картин!
В 2012 и 2017 годах в составе делегаций Российского союза художников и Российской академии художеств Игорь Машков побывал в Китае. С успехом прошли выставки в Пекине и Ченду. Путешествия по китайским провинциям и радушный приём оставили тёплые воспоминания у всех участников поездки.
В Монголии в 2012 году прошла персональная выставка Игоря Машкова, посвящённая 100‑летию установления дипломатических отношений между Россией и Монголией. Художник был награждён «Почётной медалью Орхонского аймака» как посол Мира и Культуры.
Художник идёт в ногу со временем. В 2014 году, в год воссоединения Крыма с Россией, в Феодосийской Национальной картинной галерее имени И. К. Айвазовского прошла персональная выставка Игоря Машкова «Живая связь времен». Название не случайно. В своих картинах художник отражает события из истории Древней Руси, эпохи Петровских преобразований и новейшего времени.
Тем актуальнее проведение выставки в Крыму в Год культуры Российской Федерации.
В настоящее время И.Г. Машков – заслуженный художник России, Академик Российской академии художеств и Международной Академии Культуры и Искусства, Председатель Ассоциации художников Российского Дворянского Собрания. Игорь Машков с творческими поездками и выставками побывал в Италии и Испании, Англии и Шотландии, Голландии и Бельгии, Франции, Греции, Дании и Швеции, Германии и Австрии, Чехии и Словакии, Китае и Монголии и многих других странах.
В своём творчестве художник стремится следовать великим предшественникам – В.И. Сурикову, И.Е. Репину, В.М. и А.М. Васнецовым, М.В. Нестерову. А девизом своим видит слова русского историка Н.М. Карамзина: «…история предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь отечество».
Иван ИЛОВЛИНСКИЙ
Источник: "НиР" № 4, 2022
В статье использована картина Игоря Машкова: Великий вход царя Иоанна Грозного в освобождённый Полоцк в 1563 году. 2010