• +7 (495) 911-01-26
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Хранить чувство правды
в сердце...

Интервью Николая Бурляева
порталу «Наука и религия»

Веру оценить
трудно...

Интервью митрополита
Калужского и Боровского Климента
порталу «Наука и религия»

Дисциплина –
мать победы

Интервью Александра Карелина
порталу «Наука и религия»

Надо верить
в свой народ...

Интервью Якова Кедми
порталу «Наука и религия»

Я был уверен,
ещё не прочитав
Евангелия...

Интервью Сергея Михеева
порталу «Наука и религия»

Где Добрыня со Змеем боролся

Где Добрыня со Змеем боролся

Каждый эпос и, шире, каждый миф заключает в себе «мифологическую топографию»

– описание местности, в которой происходят эпические события, перечень характерных признаков ландшафта, названий городов и населённых пунктов, рек, озёр, гор. Так сложилось, что русские плохо знают свой национальный эпос. Значительно более известны у нас «Илиада» Гомера или цикл преданий о Короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Потому и западноевропейские легендарные достопримечательности и их описания мы знаем лучше.

Взять, к примеру, знаменитый холм Гластонбери в Великобритании. Это место паломничества бесчисленных любителей древней истории Британии, материальный памятник мифологического, нематериального наследия жителей острова.

Согласно преданию, в этой местности был расположен город Авалон – резиденция легендарного короля Артура. Именно здесь, расположившись за круглым столом с верными рыцарями, он решал, как противостоять силам зла. Народ твёрдо верит, что всё было именно так и именно на этом месте. Уверенность в том, что предания правдивы, складывалась на протяжении многих веков, и эту веру не поколебать сомнениями каких бы то ни было учёных. Учёные сами по себе, а мир народных легенд – сам по себе.

Древняя легендарная история обладает своей самостоятельной логикой и ценностью, и не так уж важно, всегда ли подтверждается она археологическими свидетельствами. В 2010 году в Греции, на острове Итака в Ионическом море, опираясь на народные предания, археологи нашли развалины дворца, которые стали называть «дворцом Одиссея». Для учёных такое отождествление спорно, хотя, возможно, это действительно развалины дворца легендарного Одиссея: скалы, где были найдены эти развалины, и до раскопок почитались местными жителями как дом Одиссея. Соответственно, даже и не будь там раскопок, народное мифологическое сознание связывало бы эту местность с домом Одиссея.

А какова ситуация в русском богатырском эпосе? Топографическая карта мифа русских былин очень конкретна и реалистична. Рождение, служба и подвиги богатырей связаны в них с конкретными землями и населёнными пунктами. Так мы узнаём, что Илья Муромец родом из села Карачарова. Что Алёша Попович – сын ростовского попа. Что Садко и Василий Буслаев – новгородцы. Добрыня – из древнего воинского сословия Древней Руси, которое называлось «дети боярские», согласно былинам он – сын рязанского воеводы Никиты.

Мы знаем, что Василий Буслаев во время своего паломничества в Иерусалим ходил кораблями по Волге, Садко водил корабли по Балтийскому морю, Добрыня служил в Литве, а Илья Муромец сражался перед стенами города Чернигова.

В былинах же мы находим мифологические объяснения происхождения ряда рек и их названий. Например, Дунай возник от пролитой крови богатыря Дуная, а впадающая в него река Настасья – от крови жены Дуная Анастасии.

Многокилометровые «Змиевы валы» (около тысячи километров) появились оттого, что богатырь Никита Кожемяка сковал соху, запряг в неё змея и пропахал борозду от Киева до моря. Так появилась пограничная межа и оборонительные сооружения – валы между Русью и Полем.

Один из методов, который мы собираемся применить в этом исследовании, – сравнительный анализ. Мы рассмотрим топонимику былины «Добрыня и Змей», выявим описанные в ней особенности местности, названия гор, рек, характерные признаки ландшафта, а потом сравним их с реальной географией на физической карте.

В случае обнаружения большого числа совпадений мы вправе предположить, что народный эпос говорит именно об этой локации, а сюжет былины и его кульминационный момент – битва богатыря Добрыни со Змеем – разворачивался в конкретном месте, которое полностью соответствует топографии былины.

Сразу поясним, что в задачи нашего исследования не входит установление возможности существования летающих драконов или того, был ли реальный богатырь Добрыня родом из Коростеня (как предполагают некоторые историки) или (как говорят былины) из Ростова. Эти рассуждения и прочие спорные вопросы мы оставим за рамками исследования. Наша задача – выявить совпадения топонимики и топографии былины «Добрыня и Змей» с реальной географией найденного нами места.

Мы надеемся, что наше исследование пробудит у соотечественников широкий интерес к истории России и к краеведению. Итак, приступим.

Из былины мы узнаём, что у Добрыни было две схватки со Змеем, и на вторую битву он уезжает из Киева, собираясь в дальнюю дорогу. О том, что туда долго добираться, в былине сказано однозначно. Кроме того, это место хорошо известно:

Ему съездити во далече чисто поле,

Да и ко тым горам ко Сорочинскием,

Да и ко тым норам да ко змеиныем.

И он спустил коня да богатырскаго,

Да и поехал по роздольицу чисту полю…[1]

Запомним, что путь от Киева до Сорочинских гор занимает много недель. Место, куда ездит богатырь, во всех вариантах былины называется одинаково – Сорочинские горы. Перед этими горами предстоит проехать дальнее «чисто поле».

Сорочинские горы – это легендарные горы русских былин, которые упоминаются также в былинах о Василии Буслаеве. Из былины «Как Василий Буслаев молиться ездил» мы узнаём однозначно, что Сорочинские горы находятся на берегах реки Волги. Во время паломничества Буслаев шёл кораблями по Волге и причаливал к берегу в Сорочинских горах, там он поднимался на вершину одной из них.

Сорочинские горы существуют и сейчас, это часть Жигулёвских гор недалеко от города Самара. Теперь этот горный массив называется Национальный парк «Самарская лука», но и название «Сорочинские горы» не совсем вышло из употребления.[2]

Сорочинские горы являются южной ветвью возвышенности Сокольих гор и простирается в Самарском Заволжье вдоль левого берега реки Сок от бечевника Саратовского водохранилища на западе до верховьев реки Падовка на востоке. В этом месте Волга делает большую петлю, огибая Сорочинские горы, и образует живописную излучину. Чтобы ещё точнее определить место битвы, мы должны, опираясь на характеристики эпического пространства, отыскать в Сорочинских горах – «Самарской луке» – местность с топографическими признаками, описанными в былине.

Благодаря самарским энтузиастам из молодёжного клуба «Егорий храбрый» и их руководителю Андрею Долгову было совершено несколько походов‑экспедиций в Сорочинские горы. Краеведы искали места, схожие с описанным в былине местом боя Добрыни и Змея. Если давать краткую характеристику, то местность, описанная в былине, выглядит так: в Сорочинских горах на небольшом отдалении от скал есть поле, напоминающее степь, былина даже упоминает растение местной флоры – «ковыль-траву», которая растёт на этом поле. Поле граничит с небольшой рекой (не с Волгой). В былине она называется Пучай-река. У этой речки есть странный признак – «жгучая струя». Мать, провожая Добрыню, даёт ему наказ – не купайся в Пучай-реке (она может обжечь) – или велит не заплывать на середину (там струя жжёт, как огонь). Странный и яркий признак, согласитесь.

Ещё одна важная примета. Рядом с этим полем, в скале, есть пещера («нора змеиная»), в которой живёт летающий Змей (дракон). В эту пещеру дракон уносит людей, там держит русский полон, оттуда выводит змеёнышей, и эти змеёныши, пока не научились летать, ползают в поле недалеко от скалы и пещеры. Эту «нору глубокую» Добрыня находит и освобождает всех пленных.

Ещё мы узнаем, что Добрыня нарушает наказ матери: топчет конём змеёнышей, а потом купается в Пучай-реке. Именно во время этого купания на него нападает летучий Змей.

– Мне, Добрынюшке, матушка говаривала,

Мне, Никитичу, маменька и наказывала:

Что не езди-ка далече во чисто поле,

На тую гору на сорочинскую,

Не топчи-ка младыих змеёнышей,

А не выручай полонов да русскиих,

И не купайся, Добрыня, во Пучай-реке,

Но Пучай-река очень свирепая,

А середняя-то струйка как огонь сечёт!

А Пучай-река – она кротка-смирна,

Она будто лужа-то дождевая![3]

Однако любопытно, что Добрыня, нарушив материнский наказ и искупавшись в Пучай-реке, обнаруживает, что река не обжигает его. Вопреки предупреждениям, это обычная река – «А Пучай-река – она кротка-смирна, Она будто лужа-то дождевая!». Запомним этот момент!

Чтобы найти в Сорочинских горах место, описанное в былине, нужно отыскать локацию с перечнем характерных топографических признаков: рядом должны находиться скала с пещерой, а около скалы ковыльное поле, напоминающее степь. А ещё около этого поля должна течь Пучай-река (не Волга). У этой реки должны быть какие-то необычные свойства, она должна каким-то образом соотноситься с огнём, даже с текущим огнём. Средняя, огненная струйка этой реки напоминает вулканическую магму или горящую нефть. Что-то текучее и горючее одновременно.

Нам удалось найти такое место в Сорочинских горах в Самарской луке. До того, как волжское водохранилище подняло уровень воды, там протекала река Волжанка. Известно, что выше по её течению обнаруживаются естественные выходы самородной серы. Серы было много, под Самарой находилось одно из крупнейших в СССР месторождений.

Самородная сера, как и сера вообще, не растворяется в воде, она вспучивается и всплывает. Видимо, проплывающие по реке хлопья вспученной серы, вытянутые водяными струями, и породили более древнее название этой реки – Пучай.

Сера нередко самовозгорается. Это может произойти от удара молнии, от костра, от сфокусировавшегося через росу солнечного луча… Горение серы сопровождается выделением едкого газа. Сера плавится, течёт и горит. Видимо, эта особенность реки и была отражена в дошедшем до нас предупреждении Добрыниной матери Амелфы Тимофеевны – «струйка сечёт, как огонь». В преданиях, известных ей, запечатлелась память о том, что некогда река и её склоны горели. Но сам Добрыня ныряет и купается в реке, и его вода не жжёт. Он оказался на берегах Пучай-реки в момент, когда сера не горит и река почти не отличается от прочих водоёмов.

Итак, в результате нашего исследования мы обнаружили в Самарской луке место, которое полностью, до мелочей совпадает с описанным в былинах местом битвы Добрыни и Змея. Хочется подчеркнуть, что совпадает весь комплекс географических, топографических и топонимических признаков. Важно, что все они находятся в системной связи друг с другом. Даже название реки Пучай получает своё естественное объяснение – оно связано с растворением в воде серы, выделяющей характерный запах и образования, плывущие по воде вспученными хлопьями. Горючестью серы объясняется и предупреждение матери Добрыни о «жгучести» струек Пучай-реки. Но и тут былина точна, мы узнаём, что вода не обжигает богатыря.

Не менее редкой, совпадающей системообразующей приметой является расположенная на скале пещера – змеиная нора. Напротив пещеры, через Волгу, расположено село Выползово. Тоже очень «змеиное» название. Прямо перед полем – залитая теперь волжскими водами бывшая речка Волжанка – Пучай-река.

Обратим внимание, что все эти топографические признаки, находящиеся в системном взаимодействии, расположены в одном месте. Пожалуй, можно найти и скалы, и пещеры, и речки, но только по отдельности, не рядом, не в системе. Здесь же, в Самарской луке, совпали все особенности описанного в былине пространства, весь комплекс объектов и характерных признаков. Другого такого места не найдено. Перед нами уникальная местность, соответствующая описанному в былине месту второй битвы Добрыни со Змеем в Сорочинских горах.

Григорий БАЗЛОВ

 

Источник: «НиР» № 4, 2022

[1] 1 Былина цитируется по: А. Ф. Гильфердинг. Онежские былины, т. 2 № 148. Записано от Абрама ЕвтихиевичаЧукова, пудожского крестьянина из деревни Горки. Б95 Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести./В. П. Аникин, Д. С. Лихачёв, Т. Н. Михельсон; М.: Дет.лит., 1989.

[2] Голавлёв А. А., Макаров Ю. В., Прохорова Н. В. К характеристике Сорочинских гор//Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. УКД 581. Самарский государственный аэрокосмический университет. 2016.

 

[3] А.Ф. Гильфердинг. Онежские былины, т. 2 № 148. Записано от Абрама Евтихиевича Чукова, пудожского крестьянина из деревни Горки. Цитируется по: Б95 Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести./В. П. Аникин, Д. С. Лихачёв, Т. Н. Михельсон; М.: Дет.лит., 1989.


© 2022 Наука и религия | Создание сайта A.R.Studio