• +7 (495) 911-01-26
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
«Не ваша война, а Божия»

«Не ваша война, а Божия»

Хроники Духовного Авангарда

В предыдущей части Хроник описано, какими разными путями христианская интеллигенция шла к пониманию духовного смысла Октябрьской революции.

Взгляд на то, что коммунистическое правление знаменует не гибель державы, а пролог к новому величию, скульптор и мыслитель Сергей Конёнков (1874–1971) воплотил в серии графических «карт-картин». Письма С. Т. Конёнкова руководителю Советской России И. В. Сталину, написанные в канун Второй мировой войны, рисуют СССР и Красную армию как актуальную проекцию Народа Божия, к которому обращены библейские пророчества.

Указывая Сталину практически точное время нападения – не только Германии, а всего капиталистического мира – на Советский Союз (весна 1941-го), Сергей Конёнков хотел максимально укрепить дух вождя. Поэтому сопроводил письмо от 15.01.1941 картой-картиной «И узнают, что Я Господь (Иез 30:25)», раскрывающей миссию Сталина в грядущей битве: «Дорогой Иосиф Виссарионович, царь Вавилонский – Навуходоносор – фигура на Вас. Как там Господь называл Навуходоносора рабом [слугой] своим , так и теперь Вы служите Богу – выполняете план Божий установления царства Божия». Как известно, вторжение в СССР было запланировано Гитлером на весну 1941 года, но перенесено из-за отправки войск на Балканы и в Грецию.

Образ Навуходоносора-Сталина сочетает крылатость гения с регалиями вавилонского царя. Основой для рисунка служили ассирийские рельефы из дворца Саргона II (Музеи Лувра), из дворца в Нимруде (Британский Музей), а также цилиндрические печати, которые Конёнков мог осматривать лично. Правда, за перевязью царя вместо двух ритуальных кинжалов два гвоздя. Эту деталь поясняют стихи из Книги Исайи, начертанные слева. Конёнков относит их к армии рабочих, выступившей против армии капиталистов: «Каждый помогает своему товарищу и говорит своему брату: “крепись!”. Кузнец ободряет плавильщика, разглаживающий листы молотом – кующего на наковальне, говоря о спайке: “хороша”; и укрепляет гвоздями, чтобы было твердо» (Ис 41:6–7). Прямо как в советских песнях золотой поры, хотя цитируется по синодальному переводу Библии.

Приведём ещё цитату с рисунка; в квадратных скобках – пояснения Конёнкова: «Кто [Господь] воздвиг от востока мужа правды [Сталина], призвал его следовать за собою, предал ему народы и покорил царей? Он обратил их мечом его в прах, луком его в солому, разносимую ветром [революцией]» (Ис 41:2). Отождествление Конёнковым «мужа правды» с Навуходоносором (и его актуальной проекцией Сталиным) имеет не меньше прав на существование, чем популярная у тогдашних богословов версия профессора А.П. Лопухина (1852–1904), полагавшего, что речь идёт о царе Персии Кире Великом. От персидского Кира Исайю отделял бóльший срок, чем от ассирийского Навуходоносора II, современником которого пророк являлся.

Историческая миссия, которую развернул Конёнков перед Сталиным, сближалась с сокровенными параллелями, которые лелеял сам вождь. Будучи ещё юным революционером, Сталин соотносил себя с фигурами священной истории Израиля и Рима. Так, он использовал псевдонимы «Давид» (маленький победитель громадного Голиафа) и «Като» (консул Марк Порций Катон, ревнитель дисциплины, прогрессист, жёсткий противник Карфагена). Интересно, что образы Давида и Голиафа периодически воплощались С.Т. Конёнковым. Причём актуальной проекцией Голиафа служил последний император Германии Вильгельм II (1859–1941). Однако «Давид» и «Като» были слишком прозрачны; признание в революционной среде Закавказья Сталин обрёл под именем «Коба».

Происхождение данного прозвища долго не поддавалось дешифровке, однако для более-менее образованных грузин понять заложенный туда месседж не составляло труда. Коба – грузинский эквивалент имени сасанидского царя Кобадеса (Кевада I), в конце V века перенёсшего столицу Грузии в Тбилиси. Царь Коба был связан с реформатором зороастризма Маздаком, чьё учение вполне сравнимо с коммунистическим (он критиковал священство, требовал обобществить имущество и т.д.). Царь приблизил маздакитов к власти, чем до смерти напугал персидскую аристократию. Его свергли. «Но посаженного в тюрьму царя-коммуниста освободила преданная ему женщина,– пишет историк В.В. Похлёбкин,– и он вновь вернул себе трон. Эти подробности биографии царя Кобы кое в чем (коммунистические идеалы, тюрьма, помощь женщины в побеге, триумфальное возвращение на трон) совпадали с фактами биографии Сталина». Совпадения возобновились в 1936–1938 годах, когда Коба-Сталин, следуя гештальту, заложенному в никнейме, избавился от наиболее активных коммунистов-«маздакитов». Кстати, ещё до исследования Похлёбкина, аналогия между Сталиным и царем Кевадом была выявлена М.Д. Семашко (Шамисом) в романе «Маздак» (1968). Правда, симпатии автора явно на стороне Маздака, за отчаянным радикализмом которого узнаётся Троцкий.

Когда Россию бесы ввергли в смуту
и встал вопрос – нам быть или не быть,
он – нравится, не нравится ль кому-то –
Смог обуздать их дьявольскую прыть.
Он против них направил их законы,
он в будущее проложил мосты.
он армии вернул её погоны,
церквам – их литургии и кресты.
Юрий Ключников («Вождь», 2010)

Гештальт Кобы-Кевада ограничивался масштабами Закавказья и Персии, фигура же Навуходоносора обладала мировым значением. Этот образ можно найти в произведениях самых разных эпох и жанров: от гравюры Уильяма Блейка (где в лице Навуходоносора показана трагичность титанизма) до киноэпопеи «Матрица» (где имя «Навуходоносор» носит флагман повстанцев). Царь нарисован на фоне странных, кривых теней и молний, за коими угадываются очертания Европы.

Театр военных действий Второй мировой С.Т. Конёнков соотносил с долиной Иосафатовой, чьё название означало «долина Суда Божия» и совпадало с именем вождя. «Битва будет происходить так, как написано у пророка Иоиля», – писал скульптор, имея в виду следующие строки: «Пусть выступят, поднимутся все ратоборцы. Туда, Господи, веди Твоих героев. Пусть низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы». «Не бойтесь и не ужасайтесь множества сего великого [всех капиталистических армий], ибо не ваша война, а Божия… Посему и называется то место долиною благословения до сего дня», – цитирует Конёнков 2-ю Книгу Паралипоменон.

Удивительно, что до Конёнкова провал агрессии капиталистов против советской республики в начале 1920-х предрекал самарский проповедник трезвенничества Иван Чуриков. «Братец Иоанн» (как он подписывался) также заметил аналогии с Иосафатовой долиной и с внутренней распрей врагов, буржуазных аммонитян и моавитян, ополчившихся на рабоче-крестьянский Израиль. Указывая на революционное движение в Европе, он вопрошал: «Разве ныне этого нет? Не избивают ли друг друга? Немцы немцев, австрийцы австрийцев не истребляют, как тогда? Эта война для Аммонитян и Маовитян была несчастная, а для тех, которые не желали её, была счастливая. Завладели без боя городами, имуществом, завладели те, которые не желали войны. Воспользовались банками, драгоценностями. Народ рабочий не хотел войны, говорил: “Господи! Когда же будет конец?” Надо землю возделывать, а они с поля тащат от сохи на войну. Пришло время, обирай богатство, они все разбежались, и домы их остались пусты». И если в 1920-е европейское коммунистическое движение удалось купировать с помощью фашизма, то в 1940-е оно всё равно добилось власти, по крайней мере в Восточной Европе. Красная армия, конечно, оказывала поддержку, но основу составляли автохтонные социалисты.

Практически те же цитаты, указывающие на грядущие социалистические революции в Европе, были размещены под рисунком Конёнкова «И узнают, что Я Господь»: «Я вооружу Египтян против Египтян; и будут сражаться брат против брата и друг против друга, город с городом, царство с царством [революция и гражданская война]. И предам Египтян [все народы] в руки властителя [Сталина] жестокого [для капиталистов], и свирепый [для контрреволюции] царь будет господствовать над ними, говорит Господь». Напомним, что под библейским Египтом Конёнков подразумевал то, что сейчас называется обществом потребления.

В позднем Советском Союзе песня о «Священной войне» воспринималась как гимн защиты Родины и неотвратимого возмездия нацистам. Однако поколениям 1940-х–1950-х был открыт третий смысл: война священна, ибо на освобождённых землях восторжествует справедливость, будет установлена долгожданная власть трудящихся. На карте-картине «Воинство Небесное» (1940–1941) бóльшую часть Иосафатовой долины занимает «Ангел, стоящий на солнце (Отк 19:17)» – апокалиптическая эмблема победы Христова воинства.

Ход войны, как он открывался С.Т. Конёнкову, представлен на рисунке «Даниил отвечал царю (Дан 2:27)». Поскольку речь теперь идёт о времени, а не о пространстве, эсхатологическое проецирование привязано к другой структуре – «седьминам Данииловым», таинственным периодам, перечисленным в книге одноимённого пророка. Хронология седьмин отображена под сценой, где пророк Даниил указывает царю Валтасару на ангелов и звёздное небо, как бы говоря: «Есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни» (Дан 1:28). В подтверждение этих слов внизу помещено по семь дат в диапазоне 1941–1944 годов, соотнесённых с библейскими ссылками. Они поровну поделены между Навуходоносором-Сталиным и Седекией-Гитлером. В центре расположены ещё две, связанные с завершением седьмин и гибелью фараона.

Здесь мы сталкиваемся с редким случаем, когда промысел Божий показан в действии. Библейские пророчества (равно как их историческая проекция) могут менять знак. За то, что Моисей и Аарон усомнились в водительстве Божием, они должны были умереть прежде, чем Израиль достигнет Земли Обетованной. Божественное избрание – не пожизненная рента. Оно может отняться даже от самого достойного человека, если тот забылся. Хорошо известна история Саула, первого израильского царя, о котором Господь изрёк: «Жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил». Саул был смещен новым помазанником Давидом, да и сам Израиль в конце концов лишился избранничества. Точно так же Советскому Союзу никто на блюдечке Великую Победу не приносил. Теперь без колебаний утверждают, что таков был высший план, но в истории человека Господь – соавтор, не монополист. Исполнение божественных предначертаний требует от делателей предельных усилий.

Сорок первый был щемящ и жуток,
оттого суров сорок второй.
Маршалы твои! Георгий Жуков!
А народ! Сказать, что он герой,
мало, он в самом аду кипящем
укреплял и суть свою, и стать.
Был и вождь, жестокий, настоящий,
времени и родине под стать.
Юрий Ключников («Тебе, Победа», 1995)

Рисунок с седьминами Данииловыми скульптор вождю не посылал. Исправления, вносимые карандашами разного цвета, свидетельствуют о том, что эсхатологическая схема была для Конёнкова рабочей. Сергей Тимофеевич регулярно возвращался к ней, сверяя поступающую информацию с последовательностью библейских событий. Некоторые даты соотносятся сразу с несколькими местами из Библии, например, 22 июня 1941 года – сразу с четырьмя. Но вот что знаменательно. Если со стороны Навуходоносора повтор даты только один, то у Седекии две пары одинаковых дат связаны с шестью событиями (по три на каждую).

Последним из них является полуторогодичная осада Навуходоносором Иерусалима, окончившаяся казнью наследников Седекии на его глазах с последующим ослеплением низвергнутого царя. Столь жестокая расправа диктовалась клятвопреступлением Седекии: он клялся именем Единого Бога, но всё равно предал Навуходоносора, переметнувшись на сторону Египта. Об этом неоднократно предупреждал вождя Конёнков: «Гитлер изменит Вам, дорогой Иосиф Виссарионович, как в символе (фигуре) Седекия, царь Иерусалимский, изменил царю Навуходоносору, так поступит и Гитлер. И тогда Вы вынуждены будете взяться за меч. И так как это дело Божие, то Господь даст Вам в руку меч… будет с Вами».

«Волхвы не боятся могучих владык». Пророки не подстраиваются под текущий момент, но стараются возвещать людям (прежде всего правителям, ответственным за судьбы народов) высшую волю. Делая свои не до конца понятные сегодня подсчёты и сличения библейских стихов, Сергей Тимофеевич Конёнков был готов к любому результату. Надо понимать, что хотя он всем сердцем принял революцию, какой-то особой любви к Сталину он изначально не испытывал. Однако он убедился, что другого вождя, способного вывести Россию в мировые лидеры, нет, и тогда принял решение стать для него духовной опорой.

Хорошо знавший историю и, думается, не единожды прочитавший Библию Сталин вряд ли бы стал слушать какой-нибудь эсхатологический лепет в духе книжек, одобренных синодальной цензурой, или малограмотные кликушества на тему антихриста, которых хватало даже в Советской России. Конёнков же с его апелляцией к научному знанию, с незаёмной экзегетикой, рассматривавший не только историю своей страны, но всего человечества в космическом масштабе, был именно тем духовным авторитетом, к которому вождь мог прислушаться. И это связано не с особым поручением советской разведки, которое выполняла в Соединённых Штатах жена скульптура Маргарита Ивановна. Картина, развёрнутая её мужем перед советским вождём, вмещала далеко не одни войны, в гораздо большей степени она касалась конечных целей существования человечества и той миссии, которую должен был исполнить в этом плане СССР. Об этом будет рассказано в следующих частях, а пока отметим ещё одно важное обстоятельство.

Конёнков время от времени напоминает Сталину о том, что Вавилон означает «ворота Бога». И это не голая метафора. Главные врата Вавилона, так называемые «врата Иштар», были по частям перевезены в Германию ещё кайзером Вильгельмом («Голиафом») и собраны в Музее Передней Азии Берлина (Пергамском музее). Построены они были, как можно догадаться, Навуходоносором II, то есть тем самым «слугой Божиим», упоминаемым Библией. При разделе экспонатов Переднеазиатского музея врата отошли советской стороне и находились в Восточном Берлине. Гештальт Давид – Голиаф – Навуходоносор – Седекия был полностью завершён.

Источник: НИР №3, 2025

Роман БАГДАСАРОВ


© 2025 Наука и религия | Создание сайта – UPix