На протяжении многих столетий баня являлась неотъемлемой частью жизни русских людей, причём во многом она играла сакральную роль. Здесь не только мылись и парились, но и лечились, рожали, проводили различные обряды…
В советское же время она стала своего рода клубом, местом, где решаются важные вопросы, а иногда – возможно – и судьбы (вспомним Женю Лукашина, жизнь которого переменилась полностью после похода в баню с друзьями накануне Нового года – баня тут, конечно, играет роль больше анекдотическую, но в каком-то смысле и магическую, как бы «смывая» с героя то, что ему чуждо). А какую роль баня играет в наши дни? И может ли российская банная культура способствовать сохранению менталитета?
Бани чёрные и белые
Считается, что первые бани появились ещё у древних славян, и топились они по-чёрному. Такая баня представляла собой небольшой сруб с крохотным окошком, низкой входной дверью и высоким, чтобы жар держался у пола, порогом. Внутри сруба, чаще всего справа у входа, стояла печь-каменка, сложенная из больших валунов, или «дикого камня». Сверху насыпали мелкий булыжник, который со временем начали перемешивать с чугунными чушками. Топили этот очаг дровами, пока камни не раскалялись – как говорилось в старину, до «красных камней».
Поскольку дымохода не имелось, всё в избушке было чёрным от копоти, отсюда и название – «баня по-чёрному». Когда печь растапливалась, дверь немного приоткрывали, чтобы вышли дым и угарные газы. Каменку обрызгивали различными травяными настоями – мяты, чабреца, хрена, хвои. Через час-полтора можно было идти мыться.
Предбанника в такой баньке не имелось. Одежду просто оставляли снаружи, на улице, или развешивали внутри на специальных жердях, чтобы «прожарилась» от паразитов. Внутри баньки ложились париться ногами к каменке на полок – широкую лавку в человеческий рост. Были в чёрной бане и скамейки или низкие лавки – всё тёсаное, чтобы избежать заноз. В бревенчатом или дощатом полу в процессе строительства обязательно оставляли зазоры – чтобы вода стекала вниз, или делали уклон к двери. Пол устилали еловыми или сосновыми ветками, сеном, соломой. У каменки и под ней пол делали земляной, чтобы избежать возгораний.
Основными атрибутами мытья были веники (ими и смахивали копоть, и парились) и ушаты. Последних обычно использовали два – для холодной и горячей воды. Чтобы нагреть воду, клали туда горячие камни, которые надо было брать кузнечными щипцами.
Мылись дважды в неделю. Зимой, выскакивая из бани на улицу, обтирались снегом или катались по нему, особенно молодёжь.
Со временем внутреннее устройство бань стало другим. Так, печку теперь устанавливали не напротив входной двери, как раньше, а в глубине помещения. Камни, из которых выкладывали очаг, скрепляли глиной, а прикрывавший устье валун заменила чугунная заслонка. Печи стали меньше коптить. Камни перестали класть в ушат с водой, заменив его бадьей, которая ставилась прямо на печку. Но самое главное – в банях появились дымоходы, во внутренних помещениях стало чисто и светло. Так эти «заведения» превратились в «белые».
Кроме того, бани теперь состояли из двух помещений: парилки и предбанника. В предбаннике можно было раздеться, оставить одежду. Там же хранились дрова для растопки.
Банные правила и запреты
В старину существовал ряд правил и табу, касавшихся строительства бань, а также походов туда. Например, баньку обычно ставили на отшибе, на самом краю двора, а то и за его пределами. Если место выбирали неправильно, банный дух («банник») якобы мог наслать на её хозяев опасную болезнь. Но стоило переложить баньку, как больной тотчас выздоравливал.
Посещать баню было принято лишь в определённые дни. Бытовала поговорка: «Не мойся в праздник, а то будешь потом воду пить на том свете».
Священники говорят, что в церковные праздники, а также в воскресенье, необходимо посвящать себя Богу. В эти дни рекомендуется читать молитвы, посещать храм, выполнять различные православные ритуалы. Мирские дела следует либо завершить заранее, либо отложить на потом. Поэтому мыться и убираться следует ещё до наступления праздника, чтобы встретить его в чистоте. Если уж вы с этим не успели, то помыться можно вечером, после богослужения.
В XVII столетии, например, царским указом все бани накануне всенощной закрывались, чтобы христиане отправлялись в храм, а не в другое место. Запрет на «праздничное» мытьё был также, вероятно, связан с запретом на физический труд: ведь в те времена, чтобы истопить баньку, требовалось наколоть дров, наносить воды и протопить печь. А это являлось серьёзной работой.
Есть и дни, когда мытьё и уборка обязательны. Скажем, Чистый Четверг на Страстной неделе перед Пасхой или Крещение, когда православные окунаются в прорубь. Те, у кого нет такой возможности, должны принять водные процедуры хотя бы в домашних условиях.
Согласно старинным русским поверьям, не следовало отправляться в баньку в одиночку, особенно после полуночи. «Несмотря на то, что "баня парит, баня правит, баня всё исправит", – она издревле признаётся нечистым местом, а после полуночи считается даже опасным и страшным: не всякий решается туда заглянуть, и каждый готов ожидать какой-нибудь неприятности, какой-нибудь случайной и неожиданной встречи», – пугает фольклорист С.В. Максимов в книге «Нечистая, неведомая и крестная сила». Ну, в одиночку мыться и впрямь опасно. Если отбросить поверья, то парная, в сущности, – стресс для организма. Вдруг вы почувствуете себя плохо, а рядом никого не будет? Лучше всё-таки принимать банные процедуры в компании.
Ещё одно распространённое суеверие гласило, что нельзя ходить мыться с третьего захода – в «третий пар» мылись сам банник и его подруга Обдериха – банный дух женского пола.
Первыми должны были идти париться мужчины, а во второй заход – женщины и дети. Мужчинам нельзя было мыться после представительниц слабого пола. Наши предки верили, что, если нарушить это табу, все прегрешения и недуги перейдут на тех, кто пойдёт мыться вслед за женщиной.
Перед мытьём непременно снимали нательные кресты и образки. В бане никогда не держали ни икон, ни прочих религиозных атрибутов. Объяснялось это просто: здесь правили бал потусторонние силы, и символы веры могли их раздражать.
Входить в баню просто так было нельзя. Следовало обязательно спросить разрешения у «хозяина» – духабанника. Для этого существовали специальные «формулы». Скажем, такая: «Банник-банник, в дом к тебе прошусь, от зла защищусь. Твои правила знаю, их заклинаю! Гостя прими по чину да по совести. Нашли не беды, а благости!» Точно так же по окончании мытья следовало хотя бы своими словами попрощаться с банным духом, поблагодарив его за «гостеприимство».
Не секрет: многие представители сильного пола считают, что баня вполне подходит для распития спиртных напитков. А некоторые и вовсе приходят туда уже в нетрезвом состоянии. Банники же пьяных терпеть не могут. Тот, кто моется под хмельком, будет целую неделю рассеянным и невнимательным, а это может привести к разным отрицательным последствиям, гласит примета.
Кстати, и в наше время категорически не рекомендуется употреблять спиртные напитки ни перед походом в баню, ни во время него, и связано это с физиологическими особенностями организма: так, от выпивки сосуды расширяются, и если при этом ещё и париться, то может резко подскочить давление.
Для здоровья…
Между тем испокон веков с помощью горячего пара и веника наши предки лечили различные недуги и хвори. Именно в протопленной бане принято было рожать, во всяком случае в крестьянской среде. Таким образом, роженица и младенец были защищены от инфекций, так как вирусы и бактерии погибали от высоких температур. Кроме того, в тепле и расслабленной обстановке родовой процесс проходил более легко.
По словам медиков, русская баня снимает утомление, активно влияет на функцию внутренних органов, сердечно-сосудистую систему и обмен веществ в целом. В парной у человека начинается активное потоотделение, происходит обильный выход влаги из организма, что ведёт к его очищению и обновлению. Банные процедуры сгоняют лишний вес и помогают избавиться от целлюлита.
Даже современные доктора признают пользу банных веников. С их помощью можно не только качественно отмассировать тело, но и подлечить различные недуги. Также эта процедура способствует очистке и омоложению организма.
Чаще всего в русской бане используются берёзовые или дубовые веники. Встречаются и из других пород дерева – липы, рябины, ольхи, можжевельника, хвойных, из вишневых и смородиновых веток, черемухи, ореха, эвкалипта. Не редкость и из трав – пижмы, полыни, крапивы, шалфея, мелиссы, мяты, бамбука. Порой один веник составляют из разных веток и трав – если, к примеру, требуется комплексное воздействие на организм.
Тем не менее большинство специалистов сходятся на том, что парилку следует посещать не более одного-двух раз в неделю. Поскольку температура в парной превышает 60 градусов, это может негативно сказаться на состоянии кожи, волос, а также, разумеется, сердечно-сосудистой, дыхательной и репродуктивной систем.
И попариться, и пообщаться…
Начиная со второй половины ХХ века бани в России постепенно стали утрачивать популярность как места для помывки: большинство людей теперь жили в квартирах с ванными комнатами. Активно ходить в баню продолжали сельские жители (хотя у многих стояли и свои баньки на задворках изб), а также горожане, у которых дома отсутствовали «удобства».
Однако и в наше время есть любители попариться. Сейчас в России можно отыскать бани на любой вкус – и финские сауны, и турецкие хамамы… Как правило, кроме помывки и пропарки, коммерческие заведения предлагают и ряд других услуг – массаж, косметологические процедуры и даже стрижку и маникюр-педикюр. Но в нашей стране сохранилась особая банная культура. И речь идёт именно о русской бане. По-прежнему существуют и муниципальные заведения, так называемые общественные бани, где можно получить помывочные услуги за небольшую плату.
Но помыться можно и в ванне у себя дома. Тем не менее люди отправляются в баню. Зачем?
По мнению исследователя русских бань Юрия Смотрова, баня – это особое пространство, где человек имеет возможность отключиться от навязываемых нам реалий внешнего мира, расслабиться и побыть самим собой. Только здесь он может раздеться догола, как бы вернувшись к своей изначальной природе.
Лишь баня с её паром, а вовсе не водопроводная вода, текущая из квартирного крана, даёт эффект очищения тела, а заодно и души, ведь не зря она фигурирует во многих русских народных ритуалах.
После мытья и парения можно заказать ещё другие процедуры, выпить по кружке пива или кваса, а можно сразу отправиться домой, очищенным и обновлённым.
В общественных банях свои порядки, свои отношения между посетителями, большинство которых обычно завсегдатаи данного заведения.
«Народ сюда приходит с многолетним стажем парения, контингент между собой знакомый-перезнакомый, – пишет Юрий Смотров в своей книге «Идите в баню!» – Иногда появляются новые люди, иногда старые исчезают по естественным причинам».
Почти все постоянные банные «прихожане» знают друг друга по именам, но редко по фамилиям.
«Имена, данные от рождения, закреплены за каждым приходящим сюда, только в свободной форме звучания с прибавкой его рода деятельности, или места работы, или проживания», – констатирует Смотров.
«– А где Леха?
– Это какой?
Звучит наименование профессии, приложенной к имени. И все понимают: это тот, что работает там-то или там-то… Делает то-то и то-то.
Прилагательные к именам или фамилиям – это не прозвища, это отличительные понятия.
В старину из таких обращений навечно складывались родовые фамилии».
Одна из главных функций русской бани – общение, считает Юрий Смотров: «При обсуждениях различных тем о происходящем в стране и мире неважно, какое у тебя образование. Главное, чтобы банный оратор разглагольствовал убедительно, доходчиво и правильно, но это на взгляд внимающего. Имел неоспоримые доводы, осмысливая речь, внушая каждому слушателю, что прав именно он и никто другой.
А вот если придёт человек весёлый или навеселе, то речевые потоки изменяются в сторону прибауток, смешков и шуток…»
Ведь в наше время люди разобщены. Кто помоложе, всё больше сидят за гаджетами. А походы по клубам, ресторанам и прочим увеселительным заведениям, включая коммерческие бани, стоят денег, и немалых. Отдушиной для пожилых людей становятся «социальные дни» в муниципальных банях, когда можно получить услуги со скидкой.
«Несомненно, ковыляют ещё по утрам с узелками и веничками по протоптанной годами тропинке советского розлива старики, – пишет Смотров. – Чуток лет ещё походят, да им порой на досуге и сходить-то больше некуда, кроме общественной бани.
Вот таким образом в наше время уживаются два типа заведений – старые и современные. Для одних баня – это отдых и встречи с приятелями за кружкой пива между парениями, для других – еженедельная возможность выйти на люди. Это как ритуал: прийти, раздеться, погреться, кряхтя, потом на отдыхе переброситься со старыми знакомыми новостями, вспомнив о тех, кто навсегда покинул баньку и ушёл в мир иной… Ну и, конечно, заодно чуток омолодиться, охлопавшись зелёненьким веничком, чтобы хоть на час почувствовать себя бодрячком».
По-русски, по-боярски, по-монгольски…
Сегодня бани порой превращаются буквально в музеи, куда ходят на экскурсии. Мы не будем тут описывать такие знаменитые старинные заведения, как московские Сандуны или «Алексеевские бани» в Подольске, о них и так много информации, которую каждый желающий найдёт в Сети.
Но вот современный банный комплекс, открывшийся пару лет назад в Москве, в здании бывшего трамвайного депо, пожалуй, стоит внимания. Юрий Смотров в книге «Идите в баню!» помещает довольно подробный рассказ о нём.
«Место расположено в центре столицы, где и Василиса Премудрая, и Елена Прекрасная могут повстречаться со своим сказочным персонажем в горнице на втором этаже этого гостеприимного дворца. А происходит всё следующим образом: молодцы и девицы по отдельности заходят в предназначенный каждому терем через свою половину стойки ресепшена, приобретая посещение на три часа или бессрочно, вплоть до закрытия отдельных апартаментов или общего зала второго этажа. Там они вместе могут провести незабываемое время, пользуясь различными видами услуг, кои расписаны на сайте в Интернете. При этом можно отсюда же, спустившись по отдельной лесенке, в золотые клетки входить греться и здоровиться, в горницы жаркие, по половому признаку разделённые, бегать и возвращаться в палаты для отдыха совместные.
…А про парилки различные: соляные, мокрые и кварцевые – рассказывать долго – тут их не счесть…
…Сложно удивить чем-то тех, кто побывал в Алексеевских, да и в некоторых других новых заведениях подобного толка. И всё же, если впервые такое увидеть – впечатляет. Особенно привлекают высокие потолки нового дворца отдыха – саженей пяти, если не более, что, несомненно, влияет на качество влажности в помещении: при объёме таком легко дышится и тело обсыхает быстро».
Окунуться в российскую историю предлагают и в Екатеринбурге, где буквально в десяти минутах езды от местного аэропорта в густом лесу выстроились 11 деревянных срубов, стилизованных под царские терема, боярские палаты и даже рыбацкие избушки. В каждом присутствуют парная, душевая, купель для мытья, комната отдыха. Большим компаниям предлагаются двухэтажные сооружения с бассейном и чаном на огне.
Парение осуществляется десятками разнообразных способов: медово-солевые растирания, мыльный массаж, массаж пихтовыми вениками, ингаляции из таёжных трав…
Вот отзыв одной из посетительниц: «…Весь персонал был одет в наряды в стиле Древней Руси. Очень необычно и атмосферно… Все бани топятся берёзовыми дровами, из-за чего аромат стоит неимоверный, как в деревне у бабушки. В парной полка вся устлана ароматным сеном…».
Различные техники русского парения предлагает и комплекс на берегу реки Ключеница в Суздале. Здесь можно попариться на выбор в Деревенской, Таёжной, Сибирской, Царской, Дворянской или Боярской банях. Антураж соответствующий, в старорусском стиле. Так, в Деревенской и Боярской зимой гости прыгают в прорубь. В Таёжной вы найдёте дубовую купель, шишки и остроги. В Царской и Дворянской парятся на сене, с помощью берёзовых и можжевеловых веников, молока и соли. В качестве экзотики предлагаются пивная и травяная бочки. Ежегодно здесь проводится масштабный банный фестиваль.
Велика Россия-матушка, на нашей земле обитает много разных народов, и, соответственно, происходит смешение традиций. Особенно ощущается это на окраинах нашей родины. Взять, например, банный комплекс в Иркутске.
Печи, топящиеся на брикетах из опилок, дают мягкий пар, как в традиционной деревенской баньке на дровах. К услугам посетителей, помимо работы парильщика, – массаж, кедровая купель, ведёрко с ледяной водой.
Но вот способ парения здесь довольно оригинальный, считает автор книги «Идите в баню!».
«В первый приезд парил бурят по имени Зорикто (Зоригто), то есть Храбрый. Конечно, он лишь один из команды мастеров пара. Их здесь трое, парят гостей по очереди, трижды в день. Кеша после процесса парения окрестил Храброго шаманом, что, скорее всего, соответствовало действительности, судя по исполнению им процедуры в буддийской форме.
Когда все кое-как устроились, вошёл Храбрый в белой кавказской папахе на голове, с опахалом и несколькими небольшими термосочками в руках, – так описывает действо Юрий Смотров глазами своего вымышленного книжного персонажа Иннокентия Листозадова. – Ласково обращаясь к собравшимся, он объявил, что парить будет шестью разами…
Для Иннокентия смысл сказанного прояснился, когда, присев на корточки, Зорикто открыл термос и наплескал в банный черпак жидкости, объявив – сейчас будет с травой “Саган-дайли”, или “Сааган-дали”, кому как слышится. По-научному растение звалось “Рододендрон Адамса”, а в Забайкалье, среди населения, было известно как чушачий багульник.
Поднявшись, мастер плеснул жидкость на камни (отчего в воздухе появился знакомый всем присутствующим запах Байкала), следом принялся размахивать по сторонам опахалом, одновременно напевая какой-то монотонный мотив на бурятском языке, но слушать его было приятно…
Затем он опять присел и на этот раз налил следующий раствор, это оказался настой донника, далее из другого термосочка ещё раз повторил процедуру…
Поочерёдно подаваемые на камни мастеровым жидкости, мгновенно превращающиеся в горячие неоднородные пахучие смеси, давали эффект, народ застонал…».
Другая иркутская баня славится тем, что там не употребляют спиртосодержащие напитки и пьют исключительно квас, причём местного банного производства, который можно купить на кассе. А ещё там делают массаж по-монгольски.
«…Порой ему казалось, что на его спине расположилось несколько человек, ибо одновременно работали не только руки и ноги, но и локти, коленки и пятки. Он при этих манипуляциях уходил в буддийскую нирвану, или куда-то туда, где живут духи наших дружелюбных степных соседей, возвращаясь уже на просторы низкогорных монгольских долин. Он соколом парил по склонам расчленённых горных массивов, по гладкой, чистой как слеза воде озера Хубсугул. (Кеша бывал в этой стране.)
А на самом деле в это время маленькая Оюнхишиг, по-нашему Анюта, которая ни бэ, ни мэ, ни кукареку порусски, орудовала над его телом».
В посёлке Рамонь Воронежской области при современном банном комплексе действует первый в стране Музей русской бани, стилизованный под деревянную избу. Внутри – банное помещение с 25-тонной русской печью-каменкой по имени Маруся, купеческая гостиная, игровая зона и сувенирная лавка. В игровом зале размещена выставка старинных предметов домашней утвари. Среди них раритетные настенные часы, тульский самовар 1901 года работы мастеров братьев Фоминых, сундуки…
Многие экспонаты передали в дар местные жители. Создатель музея – воронежский предприниматель Дмитрий Фёдоров. Его предками были крепостные крестьяне, ставшие впоследствии купцами и фабрикантами.
Здесь устраиваются театрализованные представления для туристов на темы купеческого быта, связанные с историей семьи Фёдоровых. К чаю подают десерты по рецептам XIX столетия. И, конечно, рассказывают о банной культуре, учат, как правильно париться по традициям предков.
«Баня – это неотъемлемая часть культуры нашей страны, – говорит Дмитрий Фёдоров. – К сожалению, выросло не одно поколение русских людей, которые не знают, что это такое. Рассказать об этом – такую задачу мы ставим перед собой, чтобы посетители ушли от нас более русскими, чем пришли».
Ирина ШЛИОНСКАЯ
Источник: НИР № 12, 2024
