• +7 (495) 911-01-26
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Имя и суть

Имя и суть

На Западе долгое время существовал образ спящего Востока, который не просто спит, но и видит некие сны. Это было общим местом в западном восприятии восточных миров. 

Однако сегодня таким общим местом становится образ Востока проснувшегося. Мерой пробуждённости сегодня считается уровень экономического развития страны. Таким лидером Востока принято считать Китай, однако в последние десять лет всё чаще говорят о возможном переходе мирового лидерства в будущие десятилетия к Индии. Это связывается с эрой правления яркого и амбициозного руководителя страны Нарендры Моди. В самом деле – успехи впечатляющие. По численности населения Индия уже обогнала Китай. В экономике вышла на третье место в мире. Впечатляет разнообразие областей и сфер, в которых Ариаварта (одно из древних названий страны) добилась серьёзных успехов: промышленность (наибольших успехов Индия достигла в текстильной, фармацевтической, пищевой, химической, нефтехимической, горной и машиностроительной промышленности), сельское хозяйство (Индия, во многом остающаяся аграрно-индустриальной державой, – мировой рекордсмен по пощади пахотных земель – 1,5 млн км², 548 тысяч км²). В аграрном секторе задействовано 60 процентов населения страны, первое место в мире по числу скота – 230 миллионов коров, а также 120 миллионов коз и овец).

Кстати, столь большое количество коров Индии – залог того, что не сбудутся планы глубинного государства по уничтожению всех коров в мире по причине того, что коровы якобы способствуют росту уровня метана на планете. В Индии корова – священное существо, и страна никогда не пойдёт на уничтожение коров ради того, чтобы мировая элита уничтожила мясомолочную продукцию мира и заменила молоко, масло и творог на искусственное мясо и жуков. В Индии существует уникальная фармпромышленность, и индийские лекарства, включая вакцины, славятся своим высоким качеством и умеренными ценами. Индийская фундаментальная и прикладная наука также имеет множество достижений. Это касается также исследования ядерных процессов и создания атомных станций. Успешное применение радиоизотопов в сельском хозяйстве, медицине и сфере опреснения воды связано с высокопрофессиональной работой индийских ядерных НИИ.

Экономические успехи Индии во многом связаны с её умением не ссориться с соседями и привлекать инвестиции, которые всегда зависят от стабильности в стране. Больше всего в экономику Индии вложили страны Европейского Союза, США, Китай (её главный конкурент в Азии), Саудовская Аравия, Объединённые Арабские Эмираты, Россия (наша страна занимает пятое место по инвестициям). Про компьютерные технологии нечего говорить – успехи индийских программистов в Индии и за рубежом признаются всеми. Оказалось, что индийцы – весьма компьютерно-одарённая нация. Даже чисто количественно: из общего числа – 28 миллионов программистов в мире, в Индии около 7 миллионов. Запад очень ценит именно индийских программистов и продукцию, созданную ими.

Индия не просто сидит в Интернете (число пользователей Всемирной паутины приблизилось сегодня к 700 миллионам в год), но создаёт его. Не менее впечатляющи космические достижения Индии – при весьма скромном финансировании и неторопливости стратегии индийское космическое агентство ISRO берётся за очень многое – пытается и создать собственный космический корабль, и начать пилотируемые полёты, запустить космические зонды на Луну и «Красную планету», долететь до Венеры и Солнца. И многое индийцам удаётся, чему свидетелями были мы все. Прибавим сюда спутниковые системы, которые включают в себя и навигационные (NAVIC), и научно-исследовательские системы (INSAT), которые выполняют функцию телекоммуникаций и дистанционного зондирования планеты.

Обычно достижения подобного рода базируются либо на плутократии, которой славится англосаксонский мир, либо на авторитарных или даже тоталитарных методах управления. Про Индию – родину мировой демократии, которая существовала раньше Древней Греции, – этого явно не скажешь. Индия – носительница уникальных методов коллективного принятия решений. Как выразился сам премьер-министр страны, в колыбели демократии «национальный консенсус формируется не диктатом, а сложением миллионов свободных голосов в одну общую гармоничную мелодию». Благодаря своей мирной политике (за всё время своего существования Индия не захватила ни одной страны и освобождения от колониального рабства также добилась мирным путём), принципу гуманизма в отношениях человека к человеку и общества к человеку Индия добилась серьёзных успехов в социальной сфере и стала образцом для многих стран Юга и Востока. Моди сказал об этом: «Индия становится голосом глобального Юга, её процветание становится возможностью для всего мира. Мы несём обещание стабильности миру. Реформировать, выполнять, преобразовывать – это наш девиз».

В одном из своих недавних выступлений Моди заявил, что у страны впереди будет «1000 лет величия». Инструменты достижения этих высот – «демография, демократия и разнообразие». Но к опыту Индии присматриваются сегодня не только южные страны. Индия всё чаще говорит об общечеловеческих планетарных проблемах. Ну и, конечно, нельзя не отметить достижения Индии в области культуры и духа. Индийская философия отличалось глубиной и всегда была популярна не только среди интеллектуалов, но и у более простого интеллигентного читателя за счёт своей глубины и экзотики. Сам индийский взгляд на мир поражает своей необычностью. Впечатляет объёмность индийского взгляда на историю, которая равна истории Вселенной. Именно Индия изобрела самую большую единицу времени – кальпу – время жизни Вселенной от её зарождения до уничтожения, которая, если перевести её на современное летоисчисление, будет составлять приблизительно 25 миллиардов лет.

Одно из главных достижений Индии в сфере духа – веротерпимость: целый букет разных религий (индуизм, буддизм, сикхизм, джайнизм, ислам, иудаизм, христианство и зороастризм) сосуществует в ней вполне мирно. Если эти конфликты происходили в Индии, они, как правило, были инспирированы извне англосаксами (конфликт между индуистами и мусульманами в штатах, прилегающих к Пакистану). Духовными идеями пронизано искусство Индии и народное, и более позднее классическое. Современные успехи Индии опираются на её гораздо более ранние достижения (она дала миру математику, включая алгебру и геометрию), мощную медицину, популярную на Западе аюрведу, систему оздоровления и развития – йогу, первые резервуары для воды и дамбы, шахматы, литературный язык санскрит, духовные практики саморегуляции и медитации.

Индия бережно охраняет свои национальные обычаи, культурный и духовный суверенитет. Иностранцы не имею права скупать территории, и чужим религиозным культам при всей своей веротерпимости индийцы не дадут развернуться. Отсюда определённые сложности, которые на индийской территории стали испытывать новые христианские организации, пытающиеся зарегистрироваться в Хиндостане.

Стратегия Индии – в сочетании двух основных сил и программ: мощной традиции и тяги к обновлению, сочетание духовного фактора и фактора цивилизации. Комбинация этих двух факторов даёт Индии шанс реализоваться как глобальный лидер. В рамках своего председательства в G20 она будет проводить стратегию «Одна Земля, одна семья, одно будущее». Как сказал Моди, «Индия, представляя собой одну шестую часть человечества и обладая огромным разнообразием языков, религий, традиций и верований, является микрокосмом мира». Другой важный фактор развития страны, согласно представлениям индийской власти, – установка на народные факторы развития страны, выявление талантов из низовых слоёв населения, поддержка местных инициатив, а не только на пресловутый административный ресурс. Моди обозначил это так: «Мы стараемся сделать национальное развитие не продуктом становления вертикали власти, а скорее “народным движением”, ведомым самими гражданами».

Индия работает над тем, чтобы соединить цивилизацию и традицию, чтобы корабль, на котором плывут один миллиард четыреста с лишним миллионов человек, имел суперсовременный двигатель и навигацию и команду, способную управлять таким кораблём. Но при этом страна должна сохранить преемственность такого управления во всём – от дизайна с традиционным орнаментом до взаимоотношений между членами команды. И вот она решила, что этого для полного успеха мало и что данный корабль должен и называться так, как называлась древняя лодка, на которой плавали его предки, предшественники. (Кстати, искусство вождения кораблей имеет в Индии древнейшую историю, оно было основано на реке Синд 6000 лет назад, и даже само слово «навигация» произошло не от европейских языков, а в конечном счёте является производной от санскритского слова “нав гатих”). Речь идёт о предложении премьер-министра Индии Нарендры Моди называть Индию в официальных документах древним словом «Бхарат». Премьер-министр сказал ключевую фразу: до этого Индия имела тысячелетнюю рабскую историю, но теперь должно наступить «тысячелетие величия».

Заявленная премьер-министром смена имени своей страны на международном уровне вызвала шквал публикаций и разноголосицу предположений о том, зачем это было сделано. Мнения разделились на два лагеря, полярно смотрящих на это событие. Оно может быть констатацией исторического факта.

Когда Чехословакия, состоявшая из двух народов, чехов и словаков, разделилась на два государства, каждое из них закономерно вернулось к своим историческим названиям: соответственно, «Чехия» и «Словакия». За подобным переименованием может скрываться желание повысить свой статус. Например, когда одна из получивших независимость в результате распада Югославии бывших союзных республик этой страны со столицей в Скопье решила сохранить за собой имя «Македония» на международном уровне, это вызвало полное неприятие со стороны Греции, считавшей, что налицо попытка необоснованно и незаконно присвоить общую историю, а также скрытая территориально-политическая претензия. В результате длившихся почти 30 лет споров это балканское государство получило название «Северная Македония».

Власти Нью-Дели в качестве основной причины переименования называют желание окончательно перевернуть страницу колониального прошлого и подчёркивают, что «Бхарат» – это древнее название страны, которое уже присутствует во многих внутригосударственных документах, включая Конституцию и название правящей партии «Бхарата джаната партии» («Бхаратия джаната», Индийская народная партия). Критики переименования, в основном принадлежащие к либеральному лагерю, считают, что это прежде всего предвыборный ход, к тому же дорогостоящий, но призванный добавить популярности действующему руководителю, играющему на патриотических чувствах большинства своих соотечественников.

Какая-то часть экспертов полагает, что этим шагом Индия стремится показать, что высоко почитает своих предков, сражавшихся за освобождение страны, и позиционирует себя как источник древних культурных традиций.

Индологи отмечают, что партия «Бхаратия джаната» уже несколько лет меняет прежние географические названия, прежде всего в городах-миллионниках, и переименовала Бомбей в Мумбай, Мадрас в Ченнаи, а Калькутту в Колкату, Аллахабад в Праяградж, Ориссу в Одишу, штаты Майсур и Уттаранчал – в Карнатаку и Уттаракханд, соответственно. Поэтому, считают учёные, не стоит связывать данный процесс исключительно с предвыборными факторами. Они полагают, что в основе этого шага лежит желание стереть в национальной памяти следы английского и мусульманского владычества над страной.

Есть и те, кто видит в этом шаге желание Индии дистанцироваться от влияния христианства в его западной версии и опираться исключительно на свои религиозные корни, даже если христиане видят в этом элементы язычества. Но очевидно, что Индия, принимая это решение, меньше всего думала о судьбах западных религий. Некоторые журналисты увидели в этом желание щёлкнуть по носу нынешнего британского премьера Риши Сунака, индийца по происхождению и, как утверждают британские журналисты, практикующего индуиста, который в своей политике тем не менее предстаёт стопроцентным англосаксом и, кстати, раскритиковал индийскую инициативу переименования.

Впрочем, не имеет смысла пересказывать все внутриполитические последствия этого решения и фиксировать его издержки – даже не по причине огромного объёма уже сказанного на эту тему, а прежде всего потому, что наши великие южные соседи сами разберутся с этой проблемой. Но есть смысл попытаться разглядеть за этим событием более глубокие процессы, идущие вне официальных объяснений Нью-Дели, комментариев политиков, учёных и журналистов.

Как представляется, важный момент состоит в том, что о переименовании было заявлено в связи с проведением саммита лидеров «Двадцатки», где стране-хозяйке удалось проявить чудеса дипломатичности и провести линию расширения и усиления БРИКС, ни с кем не поссорившись.

На наш взгляд, решение Индии стать Бхаратом для всего мира – это глубинное желание разрыва с Западом, западными ценностями и западными именами, уже переполняющее значительную часть человечества, но прежде всего те государства и народы, которые веками страдали от изощрённого западного гнёта и знают цену англосаксонскому лицемерию.

В решении принять самоназвание проявляется работа великого исторического маятника. Если в прошлом всё слишком часто называлось английскими словами, то в настоящем хочется полностью сбросить англосаксонскую вывеску (хотя в названии «Индия» есть, помимо британского влияния, и национальные корни тоже).

Сегодня только ленивый не вспоминает известное высказывание: «Как корабль назовёшь, так он и поплывёт». Одни при этом приписывают имени магическое свойство преобразования реальности, другие говорят, что это всего лишь имя, которое не заменяет бытия, но только обозначает его. В данной связи не стоит забывать идею «исправления имён», некогда высказанную великим Конфуцием, мудрецом из страны, являющейся историческим конкурентом Индии, а также практику наречения нового имени у принимающих монашество и схиму христиан. Конечно, если назвать Индию Бхаратом, но на практике вести вестернизированную политику, то подобное переименование мало что даст. Но если вернуть стране древнее имя и ещё сильнее опереться на сокровенные культурно-духовные и религиозные традиции, то её системное развитие будет происходить ещё быстрее, эффективнее и гармоничнее.

Почему? Потому что такое переименование, наполненное внутренним содержанием и подкреплённое государственной практикой, пробуждает в народе более мощную мотивацию к цивилизационному строительству. Индия, а теперь Бхарат, становится ещё более традиционной, но в то же время более технологически развитой страной: она осваивает Луну, рвётся в космос, демонстрирует чудеса в области информационных технологий, выходит на лидирующие позиции в мире по темпам экономического роста и численности населения. Стремление опираться на собственные традиции не помешало индийцам (как, впрочем, и китайцам и японцам) в их цивилизационном росте, а вот «культура отмены» на Западе, отказавшемся от своих христианских корней и культурных традиций, ведёт их всё дальше по пути деиндустриализации и децивилизации. Неужели мы, допустившие разрушение своего советского потенциала во имя глобального рынка и сближения с Западом, которое так и не состоялось и ведёт к цивилизационному разрыву, должны идти путём слепой вестернизации?!

Неприятие такого Запада и его претензий на «глобальное лидерство» – один из самых сильных мегатрендов современной эпохи, а стремление поменять название страны на иное, древнее имя, возвращающее страну к истокам её идентичности, является его наглядным проявлением. И переименование Индии в Бхарат очень созвучно тому процессу «исправления имён», который идёт сегодня и в нашей стране. Нами тоже в начале 90‑х на государственном уровне была сделана попытка заменить русское «российским», но сейчас мы начинаем возвращать соответствие имени и реальности.

России, к счастью, не нужно копировать Индию и менять своё имя – оно самодостаточно и сохраняет свою сакральность, к тому же оно имеет не зарубежные, а собственные истоки. Мы же поменяли это название в 1991 году, до этого в 1922 году, и каждый раз это было весьма драматическим процессом. Не будем сейчас углубляться в греческие и византийские истоки слова «Россия», но обратимся к Индии, поскольку русский язык имеет немалые пересечения с санскритом. Индийские брамины в слове «Россия» определили его санскритский субстрат как связанный с корнем ras – «нектар», «суть»).

В этом названии можно увидеть целую глубинную программу для углубления нашей самоидентификации. Получается, что имя России содержит намёк, что, с одной стороны, наша страна содержит в своём духовном основании некую глубину, тайну, а с другой стороны, познание этой сути приносит радость. Чему можно поучиться у Индии – это тому, что она не просто переименовывает себя, а меняет или, точнее, развивает свою основу. Такой корабль как ни назови, он всё равно поплывёт в правильном направлении.

Не трогая имени, нужно работать над этой сутью. Потому наше мышление о себе, культурную политику, идеологию пора сделать ещё более определёнными. И хорошо если в этом отношении мы будем действовать созвучно с индийцами и опираться как на свои традиционные ценности, так и на цивилизационное новаторство. А для этого нужно понимать, что мы всё-таки строим: страну из нескольких десятков мегаполисов с обилием английской лексики в наружной рекламе, с потребительскими ценностями, с массовой установкой на комфортную жизнь как национальную идею «по умолчанию», с сопутствующей свалкой и пустыней, или великую державуцивилизацию с «цветущей сложностью» культурной политики, опирающуюся на свои традиционные ценности и здоровое новаторство, устремлённую к восхождению, совершенствованию и высоким духовным горизонтам и смыслам, которые ещё предстоит раскрыть?

Поэты порой ощущают мировые тенденции намного острее и глубже политиков. Мой отец, поэт и переводчик Юрий Ключников, шесть раз посетил Индию в 90‑е годы, когда она ещё не демонстрировала миру сегодняшние впечатляющие результаты развития, и написал книгу «Я в Индии искал Россию». Не так давно он сделал антологию индийской поэзии за 35 веков её существования и даже переложил все 18 глав великой «Бхагавадгиты» в русской поэтической метрике и в рифмованном виде, получив одобрительные отзывы индологов. Влюбившись в эту страну, он глубоко почувствовал единство её духа с духом России. Но ещё до первой своей поездки, в 80‑е годы, он внёс свою малую лепту в процесс возвращения древних имён и написал стихотворение, воспевающее Бхарат – Индию и призывающее к союзу с братской страной и цивилизацией. В нём теплится надежда на индоевропейское единство и Европу, которая сохранила санскритские корни в имени «человек». Сегодня, через сорок лет после написания этого стихотворения, очевидно, что Запад в «зелёных» гендерно-толерантных играх оторвался не только от своих христианских, но и от своих санскритских корней, и что только союз России с Востоком, с Индией может привести попавший в беду корабль человеческой цивилизации к спасительной гавани. Древние имена несут в себе напоминание о чём-то высоком и прекрасном, что мы утратили, но к чему обязаны стремиться в силу принадлежности к высокому званию человека. Если взглянуть на это событие с такой точки зрения, становится понятно, что подобное переименование важно не только для Индии, но и для всего мира, зашедшего в нравственно-духовный тупик. Великие имена и названия либо меняют мир, либо не дают ему шансов измениться к худшему. Я хотел бы завершить свою «заметку на полях» великих исторических процессов этим стихотворением Юрия Ключникова.

Не в чудесах твоих для нас магниты,

Но в мудрости пылающих сердец,

О Индия, страна «Бхагавад Гиты»!

Да утвердится дух твой, наконец!

По серпантину знанья поднимаясь,

Сердцами рвём рассудочный туман.

И разум на санскрите значит «манас»,

Ведь сохранила же Европа «ман».

Что ненависти жалкие лохмотья

Перед шелками братства и любви?!

О Индия! Как дороги сегодня

Пророчества великие твои!

Но чтобы плоть, и мужество, и силу

Они в сраженьях долгих обрели,

Союз бхаратов и сынов России

Дарован на спасение Земли.

Сергей Ключников

Источник: «НиР» № 12, 2023


© 2025 Наука и религия | Создание сайта – UPix