Сегодняшние обильные дискуссии по поводу национальной идеи фиксируют острую в ней необходимость. Страна устала от идеологической паузы.
Попытка заменить такую идею патриотическим настроем и разговорами о национально-патриотической прагматике стратегически недостаточна.
Ошибочность попыток жить без идеи
Во-первых, идея свободы выбора, которую уже тридцать лет поднимают на щит, будучи доведена до крайности, проваливается, превращаясь в чистую манипуляцию, – люди и на электоральном, и на потребительском уровне выбирают то, что показывает телекартинка.
Во-вторых, одного патриотического подъёма мало – это эмоция, которая через какое-то время угаснет, если не будет подкреплена сознательной идеей и не превратится в программу конкретных действий, привлекательную и понятную для обычного человека. А что предлагается сегодня обычному человеку на уровне СМИ? Обогащайся, развлекайся, решай свои проблемы и не сильно задумывайся о смысле происходящего – там, наверху, знают, что и как. И в ситуации относительного спокойствия и тем более в ситуации падения жизненного уровня свобода выбора, разрекламированная в СМИ, превращается в бремя. Если бы людям было понятно, как они могут себя применить в условиях патриотического подъёма, и сам патриотизм превратился бы в пятилетки подъёма страны, то каждый человек легко нашёл бы себя в этом процессе.
К тому же неотрефлексирована тема – любовь к стране и любовь к государству. Многие не очень различают эти два понятия. Если их рассматривать отдельно или устроить опрос, боюсь, что любовь к государству, к особенностям его функционирования, к чиновникам, олицетворяющим его волю, будет выражаться в очень низких процентах.
В-третьих, не осмыслены и не разделены понятия Родины и правящей власти. Хорошо если сегодняшняя власть работает в интересах страны и работает всё более успешно. А если ситуация изменится и режим, управляющий этой Родиной, решит на каких-то условиях сдать её Западу, то что делать народу? Соглашаться с этой властью? Нам скажут: пусть тогда народ проголосует и выберет себе правильную власть. Но это нереалистично в современной России – власть снизу путём честных выборов сменить невозможно: любой сменщик будет частью системы.
Но национальная идея, о которой сегодня говорят очень многие, нужна совсем не в виде брошюры с абстрактными тезисами, которую издали большим тиражом и раздали госчиновникам. Она нужна как новая система координат, устройства общества и государства, как стиль жизни.
Россия – страна идеоцентричная. Здесь всегда любили греческую философию, труды Платона, чьи слова «идеи правят миром» для жителей нашей страны не пустой звук. Бесконечность российских пространств, множество народов, населяющих эти территории, исключительно сложные географические условия и испытания, склонность к вольнице и анархии, периодически ввергавшая страну в состояние исторического хаоса, – все эти и другие факторы остро ставят вопрос о национальной идеологии. Она нужна нам как правила движения и организация автомобильного движения в мегаполисе. Человек без идеи в голове и мотивации её осуществить в сердце подобен путнику без компаса в пустыне. И неважно, что это пустыня фигуральная и что рядом другие люди – если у них нет конечного пункта, куда идти, и понимания, зачем нужно двигаться в этом направлении, они никуда не придут, даже вместе. Все состоявшиеся люди в любой сфере – это люди, имевшие не только цель, но и идеологию и философию жизни, смысл. И эта идеология должна как-то коррелировать с идеологией других людей, объединённых в общество и государство. Любое современное государство пишет на своих знамёнах, что оно ставит перед собой целью развиваться. Но возможно ли развитие страны, если её жители при всём бесконечном многообразии человеческих типов не будут развиваться, то есть двигаться в этом направлении? Что произойдёт, если самые передовые технологии достанутся собратьям Дани Милохина или тяжёлым ретроградам с негибким мышлением, которые не способны понять
Личность и развитие человека
Любая национальная идеология развития останется книжной теорией, если она не будет предполагать развитие человека. Сегодня под этим развитием понимается что угодно – развитие компетенций, профессиональных навыков, тренировка умений пользоваться теми или иными продвинутыми технологиями. Но весьма редко говорится о развитии и совершенствовании человеческой личности. Между тем наша страна – это такое культурное пространство, где понятие личности и её совершенствования играет огромную роль. Россию создавали и защищали самые яркие личности, какие только есть на свете. Понятие совершенствования прямым образом связано с христианской традицией, в которой личности придаётся огромное значение, поскольку даже Бог – это Сверх-личность. О личности говорили и спорили русские философы, которые связывали её со способностью властвовать над собой и самореализацией человека в творчестве и любви к людям и Богу. Это играло значительную роль и в советской традиции, включая даже бытовые фигуры речи: уважаем ли мы кого-то как личность, состоялся или не состоялся тот или иной человек как личность… Но, говоря о национальной идее, нужно говорить не просто о почитании личности в её данности, но и о её развитии, воспитании и совершенствовании.
Представления o совершенном человеке
Совершенствование человека, его личности и внутреннего мира – давнишняя идея, которая обсуждалась думающими представителями человеческого рода. Античные мудрецы выдвигали идею калокагатии (др.-греч. καλοκαγαθία, от др.-греч. καλὸς καὶ ἀγαθός – «прекрасный и хороший», «красивый и добрый») – совершенной личности, органически объединяющей в себе красоту и добро, понимаемое как благо, как гармония внешнего и внутреннего. Калокагатия представляла собой не столько статический идеал, сколько динамическое понятие, предполагающее восхождение человека к такому совершенству и сплаву лучших качеств. В Средние века совершенство понималось как соединение человека с совершенным Творцом, что могло стать результатом огромной работы человека по очищению своего внутреннего мира от всяческих греховных и негативных качеств. В эпоху Возрождения совершенный человек – это одухотворённая героическая личность, обладающая физической красотой.
В Новое время совершенство было связано с такими понятиями, как гармония, мера, свобода, прекрасное, целесообразность. Совершенный человек – это просветитель, который несёт миру знание, морально улучшающее человеческую природу. Новое время – эпоха торжества западного динамизма и улучшательства, и совершенный человек в эту эпоху – это рациональный деятель, улучшающий мир. В эпоху капитализма человеческое совершенство отождествляется с рациональностью, пользой, богатством, личным успехом. На Востоке совершенство носит внеличностный характер, оно предполагает слияние человека с Богом, но в отличие от христианства, в котором Бог – Совершенная Личность, восточное Божество чаще носит безличный характер. Достичь совершенства, значит растворить свою несовершенную личность в океане совершенного абсолютного начала.
В философском постмодернизме, где всё относительно и равновелико, нет каких-то внятных концепций совершенства и совершенствования. Если говорить о либеральной философии, то она в целом говорит не о преодолении человеческого несовершенства, а напротив, о всесторонней защите права человека активно отстаивать своё несовершенство, вплоть до любого извращения и уродства, защищая его на юридическом уровне. Очень многое в современных человеческих взаимоотношениях построено на культивировании и эксплуатировании, например, того же чувства обиды, с точки зрения традиционных религий – греха, который необходимо в себе победить. Современное западное, писаное или неписаное, действующее через общественное мнение и СМИ законодательство построено на том, чтобы ни в коем случае не обидеть какую-то личность или собрание личностей (ту или иную социальную группу). Если кто-то всё-таки обидел кого- то, то на раскрутку этой обиды ставится целая армия специалистов – адвокаты, журналисты, блогеры, чиновники, лидеры различных неформальных организаций. Потому совершенствование личности философия постмодерна и либеральное мировоззрение всерьёз не рассматривают.
О совершенствовании личности и жизни говорит и Япония. Поскольку в Стране Восходящего Солнца до сих пор популярно учение Конфуция, идеалом которого был «благородный муж» – человек, обладавший определённым набором человеческих качеств, гуманностью. Концепция «Кайдзен» означает непрерывное ежедневное улучшение жизни. Она применяется везде, и в сфере личных карьерных планов человека, в трансформации своих негативных привычек, и в работе корпораций, и в государственном планировании. Секреты японского экономического чуда, о котором сегодня редко вспоминают, в умении применить эти принципы в практической жизни. Япония – единственная в мире страна с горизонтом государственного планирования в 50 лет, причём всё задуманное она выполняет как часы.
Этимология слова «совершенство»
Интересно, что даже терминологически понятие совершенства в России отличается от того, что возобладало на Западе, хотя этимология данного понятия сходна в индоевропейских языках. Греческие понятия «телейон», совершенный, и «телейос», совершенство, принято считать производными от «телос» – цель, завершение. В церковнославянском языке «телос» переводилось как «верх», что созвучно русскому понятию «совершенство», понимаемое как целостность. Но на латинском языке понятие совершенства приобретает несколько иные смыслы.
Латинское perfectio происходит от facere с предлогом per и понимается как нечто «сделанное, исполненное или доделанное до конца, всецело». Отсюда западный деятельный перфекционизм, ведь perfect, perfection восходят к латинскому perfectus – «завершенный». Само это причастие относится к глаголу perficere – «совершать, достигать, заканчивать». И, конечно, вектор подобной деятельности, взятой на вооружение западной цивилизацией, – не «Умное Делание» православного исихазма и даже не «Великое Делание» алхимии, а протестантская предприимчивость. Можно предположить, что на глубинном уровне мы воспринимаем совершенство как нечто присущее нашей высшей природе, в то время как Запад видит в совершенстве то, что он должен доделать, достроить рукотворным способом. В антропологии и глубинной психологии саму тягу человека к совершенствованию всё чаще рассматривают не как результат некоего научения алгоритму, приводящему к достижению поставленных целей, а как естественным образом встроенный в сознание природой и Творцом механизм воссоединения части и Целого. Объясняет неизбежность этой тяги человека к совершенствованию вдумчивый взгляд на ресурсы организма и психики, связанные с идеей совершенствования. Ведь, согласно данным науки, человеческий мозг состоит из 50 миллиардов нейронов, которые соединяются в единую цепь 600 триллионами синапсов, и количество различных мыслей и их оттенков, которые такой аппарат потенциально способен воспроизвести, столь огромно, что если записать это число на некоей воображаемой ленте, она способна охватить расстояние от Земли до Луны 17,5 раза! По предварительным подсчётам, все компьютеры мира могут произвести примерно такое же количество связей и комбинаций только в результате непрерывной трёхдневной работы. Но если человеку дан в ежедневное пользование такой невероятный биокомпьютер, уникальная нейронная скрипка Страдивари, то, очевидно, не для того чтобы он забивал ею гвозди, как, к сожалению, делает большинство, а чтобы он совершенствовался как пользователь и Музыкант.
Время, эпоха влияет на национальную идеологию и выстраивает её через организованных в коллективы людей и через различные институты власти, построенные государством. Кардинальные изменения исторической ситуации, приход к власти людей, исповедующих совсем иные ценности, заставляют изменить ценности и выработать иную идеологию. Каждая новая историческая эпоха рождает новую форму идеологии. Она была связана с пониманием своего Предназначения и Миссии, то есть была носителем высших духовных Смыслов. Вспомним глубокую формулу философа Владимира Соловьёва: «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в Вечности». Идеология Московской Руси времён Филофея заключалась в хранении её духа.
Идеология Российской Империи заключалась в простой формуле, рождённой графом Уваровым: «Самодержавие, Православие, Народность», на которой, кстати, Романовы не настаивали. Она опиралась на православную систему заповедей, которая регулировала поведение человека и предлагала ему брать в качестве образца образ Иисуса Христа. В ранний период советской власти национальная идея носила интернациональный характер и могла выражаться формулой: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Сталин заменил эту формулу другой идеей – построения социализма в отдельно взятой стране.
В мирное время эта идея нацеливала каждого человека на максимальную самоотдачу строительству царства социальной справедливости и жадную тягу к образованию и самообразованию («настоящим коммунистом можно стать только усвоив всю сумму знаний, выработанных человечеством»), а в военное время она была очевидной – Победа! При этом христианские заповеди были заменены Моральным кодексом строителя коммунизма, о близости которого к положениям Нагорной проповеди говорили многие, включая нашего Президента (специальные исследования показывают, что из 12 положений Морального кодекса по крайней мере девять имеют аналоги в Евангелии).
И Нагорная проповедь, и Моральный кодекс, при всём их отличии друг от друга, перечисляли морально-психологические качества человека, совокупность которых составляла идеал, господствовавший в то время.
В последние десятилетия ни христианские, ни коммунистические ценности не совпадали с духом времени, в котором через СМИ воспевались совершенно иные черты человека – успешность, удачливость, прагматизм, эгоизм, любовь к деньгам, богатству и удовольствиям.
Необходимые качества
Какие качества следует считать если не идеальными, то приближающими к идеалу современного человека, живущего в России?
На наш взгляд, эти качества должны помочь современному человеку ответить на вызовы, которые бросает ему эпоха, время. Очевидно, что эти вызовы связаны с целой системой испытаний – противостоянием натиску западной цивилизации, информационным давлением на со- знание, включая национальную самоидентификацию, виртуализацией жизни, межнациональными конфликта- ми, экологическим кризисом, голодом, разрывом поколений, падением нравов, пропагандой извращений. Чтобы отразить этот натиск, требуется духовная мобилизация каждого человека, живущего в России. А это предполагает развитие целого ряда качеств: человек должен быть сильным, мобилизованным, терпеливым, способным быстро обучаться новым навыкам и умениям, хорошо управлять собой и проявлять длинную волю в отстаивании своей здоровой самобытности. Это волевые качества. Во-вторых, трудная ситуация в стране и мире требует от человека быть оптимистом, испытывающим устойчивые положительные эмоции, радость, отсутствие уныния, умение владеть своей эмоциональной сферой, обладать позитивной мотивацией. Наконец, в-третьих, современный сложнейший мир с огромным количеством запутанных проблем требует от человека способности к распознаванию сути, ясного видения и умения отличать истину от заблуждений, тяги к получению хорошего образования. Воля, любовь, позитив, мудрость – качества, объединённые устремлением к духовному совершенствованию. Но это набор качеств, некое механическое соединение черт, из которых трудно сложить целостный и живой образ. В мирное время идеалом может быть человек – строитель новой жизни, человек-творец, нацеленный на служение и готовый постоянно учиться, а в военное время он – воин света, вежливый человек, защитник слабых, носитель справедливости, без попыток укрепления которой в стране любые разговоры о национальной идее обращаются в фарс.
Многие эксперты полагают, что национальная идея должна быть сформулирована в виде философско-идеологического текста, другие – что она будет выразительнее, если её представить в виде поэтической формулы («Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать – в Россию можно только верить» или «Россия, Русь! Храни себя, храни!»). Есть и те, кто считает, что национальная идея наиболее ярко и мощно проявляется в таких массовых движениях, как Бессмертный полк, и представляет собой демонстрацию глубинного единства нашего народа и священность нашей национальной памяти, объединяющей живых и мёртвых и ярчайшим образом иллюстрирующей непрерывный характер нашей истории. Немало сторонников у тех, кто утверждает, что поиски национальной идеи – избыточная роскошь и что сама она по сути тождественна русской классической культуре во всём её богатстве. Думается, что это и так, и не так. Проблема в том, что сегодня у нашего народа нет жадной тяги к знаниям, к попытке овладеть русской и мировой культурой, что было присуще нам почти на всём протяжении советского периода. Кстати, сегодня, когда идёт натиск на классику на самом Западе и пресловутая культура отмены перечёркивает великие имена, самое время объявить Россию территорией, сохраняющей не только традиционные ценности, но и лучшие образцы мировой культуры. Мы должны сохранить Шекспира и Диккенса, которых уже начали запрещать для будущего человечества.
Но очевидно одно: бесплодна идея, зафиксированная только лишь на бумаге, сколь бы красивой она ни была. Она должна быть подкреплена миллионом действий, самыми разными способами разъясняющих её суть, убеждающих людей, что это необходимо, и формирующих в них ощущение причастности к великому делу строительства государства. Эта идея должна быть понятна народу и принята им как своя задача, как предназначение. Как бы мы ни относились к советскому опыту, в этом смысле он очень эффективно воспитывал людей, или, как иронически говорят западники, «агитировал за советскую власть». Продуман ли у нас комплекс мер по донесению смысла этой идеи до умов и сердец сегодняшних людей и её воплощение вплоть до бытовых деталей? Очевидно, что пока ни эта идея, ни способы её популяризации по- настоящему не сформулированы.
Республика или империя?
Вопрос о типе государственного устройства страны и развилке пути – республика или империя – вовсе не лишний, если мы говорим о национальной идее страны как пути совершенствования личности человека. Человек империи ощущает себя даже чисто психологически совершенно по-иному, нежели человек республики. Имперский человек, как правило, – личность более уверенная в себе, нежели человек государства с республиканским способом жизни. Разумеется, такая империя должна находиться на историческом подъёме – солдаты СССР (империя не по названию, а по факту) во время встреч с американцами на Эльбе в 1945 году чувствовали и вели себя абсолютно уверенно, в отличие от наших сограждан, в конце 80‑х смотревших на американцев как на полубогов.
Республика это сугубо светский тип устройства государства, империя несёт в себе сакральные черты. Если подходить к вопросу классически, республика – это парламентаризм, выборы, разделение власти между разными институтами, империя – это концентрация власти в руках одного человека – монарха, императора. Республика предполагает временные ценности и цели, империя опирается на вечные идеалы и ценности. Империя в большей степени, нежели республика, претендует на глобальное
влияние в мире. Империя предполагает не только земное могущество, но и духовную вертикаль, миссию и предназначение, уходящие в Вечность.
На практике всё гораздо сложнее. СССР периода Сталина был союзом республик, но фактически и геополитически это было государство, организованное как империя с абсолютной и практически священной властью одного человека. США тоже на первый взгляд чисто республиканская страна с рассредоточенным центром власти, но на самом деле Америка ведёт абсолютно имперскую внешнюю политику в её негативном варианте.
На сегодняшний момент превращение республиканской России в Россию имперскую кажется фантастическим проектом, однако в стране есть достаточно серьёзные политики и идеологи, которые продвигают эту тему. Когда сегодня говорят о возрождении России и превращении её в могущественное государство, с мнением которого нужно считаться другим странам, когда речь возникает о международном престиже страны, то, очевидно, речь идёт об имперской России – неважно, как будет называться её руководитель. Едва ли в сегодняшней ситуации можно говорить о том, что какой-либо уважаемый политический режим решился бы открыто назвать себя империей – слишком много негативных смыслов этому понятию придали. Однако страна, претендующая на величие и лидерское положение в мире, должна хотя бы в какой-то степени выполнять имперские задачи. Россию на Западе никогда не любили, но в периоды её максимального расцвета уважали и боялись. Разумное культивирование имперских ценностей позволяет личности, стремящейся к совершенству и служению стране, быстрее обрести уверенность, ощущение национального достоинства. Мы едва ли когда-нибудь сможем стать страной, защищающей свои локальные эгоистические интересы, к чему призывали некоторые политики. Недавние судьбоносные события ясно это показали. Мы одни бросились спасать не только себя, но и мир от нового ≪издания≫ коричневой чумы.
Развитие России, её перспективы, величие –во всемирности её влияния. Перефразируя Чаадаева, заявившего, что назначение России в том, чтобы ≪дать миру какой-нибудь важный урок –урок, как не нужно жить≫, можно сказать, что наше назначение и урок для мира –в том, чтобы наконец понять самим и показать миру, как нужно жить по совести и справедливости, при этом мощно развиваясь, и осуществить этот идеал в своих границах.
Наука и религия: пути сближения
Современная цивилизация, в особенности западная, – это торжество секуляризма, высшим проявлением которого, наверное, можно назвать науку, воплощённую в передовых технологиях. Религии не то чтобы сходят со сцены, но серьёзно отступают, отдавая свою идеологическую территорию светскому началу в широком смысле этого слова. Тем не менее они играют важнейшую роль в современном мире, являясь моральным регулятором многих происходящих процессов и нравственно-духовным ориентиром для миллиардов людей. И пусть люди в меньшей степени ориентируются на современных духовных подвижников и больше почитают святых прошлых эпох, – сохранение общественного института почитания каких-либо ценностей и людей крайне важно в эпоху всеобщего обесценивания и нигилизма.
Сейчас раздаётся всё больше голосов в пользу глубинного, фундаментального единства науки и религии. Об этом свидетельствует сам факт появления на том же канале ≪Спас≫ телепередачи с выразительным названием ≪Физики и клирики≫. Ведь имеющееся разъединение науки и религии на практике приводит к ошибочным управленческим решениям: можно посвятить этому специальное исследование. Причём речь идёт не просто о стратегической близости этих двух общественных институтов, особенно важной в эпоху испытаний, но и об онтологической родственности этих двух способов познания человека и мира: они движутся разными путями, но оба стремятся к обретению Истины. С определённой степенью допущения можно предположить, что наука (светский мир, рацио) и религия (духовный мир, вера, высокое чувство) = национальная идея России. Наука и религия должны, сохраняя свою уникальность, прорастать друг в друга, находить всё больше взаимно подтверждённых общих областей. И, конечно, они должны служить идее совершенствования человека. Если религии служат этой цели по своему определению (истинная религия как связь с Богом не может не улучшать несовершенную человеческую природу), то наука чаще нейтральна к задаче совершенствования человеческой личности (всё зависит от того, как её повернуть), а в ряде случаев и вовсе вредит человеческой душе и её материальному носителю – живому организму (разработки новых видов вооружений, способных уничтожить всё живое, попытки создать бактериологическое оружие, создание средств вмешательства в область пола, попытки чипирования ради любопытства с передачей управляющих функций Искусственному Интеллекту и создание адских форм цифровизации).
Религия и общество должны контролировать научные исследования и направлять их не только к целям выгоды и комфорта, но и в сторону совершенствования внутреннего мира человека. Будет очень полезно стимулировать все науки, имеющие отношение к человеку, – психологию, нейронауки, гуманитарные дисциплины (историю, филологию, языкознание, искусствоведение и царицу наук философию) – на исследование путей совершенствования человека. Нужно всячески приветствовать и поддерживать те направления практической психологии и педагогики, которые отражают тему самовоспитания, личностного и духовного совершенствования человека, формирования нравственно-психологических качеств, особенно в тех случаях, когда они используют опыт мировых религий, этических систем, глубокой философии, отдавая приоритет национальным традициям. На Западе, который нам ни в коем случае не указ, появились учебники светской этики, пользующиеся огромной популярностью у читающей и думающей публики. Это направление мысли поддерживает Далай Лама, весьма авторитетный и мудрый человек, даже если его политические взгляды и предпочтения в чём-то отличаются от наших. Почему бы в России, учитывая, что огромное количество хороших людей, к сожалению, не воспринимают религиозный язык, не создать подобные учебники, представляющие собой бумажную разновидность ≪бесед о главном≫, сделав их светскими и современными по форме и с духовно-религиозным содержанием, и в тоже время сохранив православную или исламскую основу? (Буддизм имеет эти учебники.) Это на самом деле стоит рассматривать не как уступку светскому сознанию, но как творческий шаг, расширяющий зону влияния традиционных религий.
Важную роль может сыграть изучение глубинных духовных практик традиционных религий России (таких как исихазм, суфийский зикр, буддийский дзогчен).
Не стоит никоим образом поддерживать примитивный нью-эйдж в психологии (он сам станет непопулярным и умрёт по мере того, как обстановка в стране и мире будет становиться всё более суровой). Необходимо всячески бороться с деструктивными сектами, пытающимися использовать практическую психологию для влияния на массы.
И, конечно, если мы признаём, что патриотизм является важнейшей гранью человеческой личности, учёные России должны быть избавлены от необходимости подтверждать свою научную квалификацию обязательной публикацией в западных журналах, повышая таким образом индекс цитирования и ослабляя интеллектуальный потенциал нации. Наука должна работать на страну.
Родовые пятна
Кто станет спорить с тем, что у нас золотой народ, обладающий великолепными качествами, которыми можно гордиться? Но никогда нельзя почивать на лаврах, а для этого нужно знать свои недостатки и неустанно с ними бороться. Кстати, многое из того, что другие народы сочтут недостатками и даже пороками, мы не считаем за грех, и на самом деле это всего лишь наша особенность. Не зря существует поговорка: ≪Что русскому хорошо, то немцу смерть≫ (и наоборот). Но есть не просто особенности, но национальные черты, над которыми стоило бы поработать. О них писали самые разные философы, историки, литераторы, активные думающие, неравнодушные люди.
Об этих недостатках выразительно и подчас справедливо писали не только либералы-западники, но и такие крупные мыслители как П. Чаадаев, А. Хомяков, К. Леонтьев, Н. Бердяев, Н. Лосский, В. Розанов, историки Н. Карамзин, В. Ключевский. Сделаем беглое обобщение наших национальных недостатков, над которыми и отдельному человеку, и обществу в целом имеет смысл работать, и по крайней мере важно понимать – у нас есть такие недостатки и проблемы.
Западопоклонничество, правовой нигилизм, отсутствие размеренности в работе (сезонная трудовая мотивация, склонность к авралу), страх перед начальством, привычка к воровству и коррупции (больше присущая элитам), склонность к раздорам и междоусобицам, преследовавшая Русь ещё на заре её существования, зависть к чужим успехам, лень, упование на авось, индивидуализм (пышно разросшийся за последние тридцать лет), доверчивость, доходящая до крайности, склонность бежать от проблем в сторону алкоголя и отдавать власть представителям других народов, радикализм, в определённые эпохи переходящий в активную фазу (≪русский бунт, бессмысленный и беспощадный≫), грубость эмоциональных реакций, нередко переходящая в хамство, нигилизм по отношению к старшему поколению, беспечность в отношении собственных интересов, появившийся и стремительно развивающийся в молодёжной среде инфантилизм.
Эти недостатки в той или иной степени присущи и отдельным людям, составляющим народ России, да и немалой части нашего общества. Избавляться от этих недостатков сложно, и лучший способ подобной борьбы –увлечь людей идеей самовоспитания и работы над собой.
Надо признать, что советской идеологии это отчасти удавалось. Но если не отдавать её на откуп исключительно самому человеку, а осознать это как национальную задачу, помогающую повысить конкурентоспособность нации в цивилизационной борьбе и попытаться создать благоприятные условия для подобной работы, то это очень помогло бы человеку в его индивидуальных усилиях. (Нечто подобное на государственном уровне пытаются делать китайцы, правда, для российского человека с его стихийностью подобное огосударствление самовоспитания выглядит избыточно.) Решению этой задачи могло бы помочь очень многое –культурно-психологическое просвещение народа, госзаказ на произведения литературы и искусства, воспевающих людей, лишённых этих черт, создание специальных педагогических программ, включающих в себя самые разные методы работы с подрастающим поколением, психологических тренингов для более старшего поколения, военно-спортивных игр, тематических реконструкций, которые должны не просто развлекать, но воспитывать и просвещать.
Если не работать над глубинной психологией личности, то совершенствование так и останется красивой идеей, воспринимаемой чисто ментально –когда глубинные слои сознания попросту не включаются в работу. На самом деле, чтобы идея совершенствования личности стала работать, она должна быть усвоена каждым атомом человеческого существа, включая эмоциональную сферу и даже телесные программы, как у солдата, автомат которого стал его продолжением. Это возможно или с помощью специальной углублённой работы человека над собственным характером, или в условиях чрезвычайных обстоятельствах, таких как война или необходимость проявлять героизм для спасения других.
Традиционные ценности
Сегодня чаще всего с понятием национальной идеи сопрягается идея традиционных ценностей. Но это понятие в России недостаточно проработано и ассоциируется в основном с ценностями семейными. Безусловно, естественная и здоровая семья – важнейший элемент традиционных ценностей, но великое понятие ≪традиция≫ явно не сводится к одним только этим представлениям.
Традиционные ценности – это и религии, которым следуют народы, живущие на нашей территории, и нравственно-духовные идеалы и качества, на которые нужно ориентироваться, и обычаи, принятые на той или иной территории, и народное искусство, которое всегда влияло на сознание жителей России очень благотворно, и песни, которые пели наши предки и которые продолжают петь и сохранять энтузиасты. Идея сохранения традиционных ценностей, консервативная по своему существу, ни в коей степени не противоречит идее совершенствования личности, поскольку сохранить эти ценности в условиях непрерывного давления ценностей постмодерна можно только непрерывно укрепляя свой дух и совершенствуя собственную личность.
До сих пор в стране не было катехизиса традиционных ценностей, сводящего воедино данные понятия, и не осмыслено их существование и сохранение под сквозняками информационных войн и прессом новейших технологий.
Только в самое последнее время появился указ президента ≪О сохранении и укреплении традиционных духовно-нравственных ценностей≫, где перечислены 17 главных ценностей. Это – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Президент подчеркнул, что в формировании традиционных ценностей принимали участие основные религии страны (христианство, ислам, буддизм, иудаизм), при этом особая роль принадлежит православию. Каким образом сохранять и укреплять эти традиционные ценности в условиях войны, объявленной России со стороны ≪нетрадиционного мира≫, чтобы данное мероприятие не превратилось по воле чиновников в формализм и показуху, которые оттолкнут народ, и особенно молодёжь, от хорошего начинания? Особую роль в этом занимает позиция интеллигенции, творцов и лидеров общественного мнения, которые должны вдохнуть жизнь и творчество в эти инициативы. Очевидно, что сохранение и укрепление традиционных ценностей в масштабе страны – это и есть совершенствование личности, которая должна осмыслить эти ценности, пропустить их через свой внутренний мир и сделать частью себя. Все силы российских интеллектуалов должны быть брошены на то, чтобы создать глубоко проработанную концепцию традиционных ценностей России и сделать их по-настоящему модными и конкурентоспособными в сравнении с ценностями гедонизма и потребления.
Что делать?
Какие практические шаги нужно предпринять, чтобы нужная стране национальная идеология была разработана и внедрена в жизненную практику? Кто её будет разрабатывать и осуществлять? Специальное министерство, обладающее для этого всеми возможными ресурсами, но способное засушить любую самую хорошую идею, превратив её в формализм и показуху, – или общественные силы, мыслящие свободно, но не имеющие возможности воплотить свои творческие замыслы на практике? Думается, нужна здоровая синергия этих двух сил. Безусловно, интеллигенция, интеллектуальная элита, лучшие силы общественности, работающие над этой темой, должны быть поддержаны государством.
Содержание текста имеет смысл проверить на самых разных социологических выборках населения через статьи, интервью. Если предложения получат позитивный отклик, нужно будет оформлять этот сгусток мыслей в виде текста, который должен быть озвучен на самом высоком уровне и в разных вариациях повторён СМИ, известными людьми, политиками, экспертами. Эта идеология, в центре которой совершенствующаяся личность, незаметным образом должна быть встроена в учебный процесс на всех уровнях и творчески воспроизводиться, чтобы сознание народа от неё не устало. Идеология совершенствования может служить для оценки тех или иных общественных процессов, явлений искусства, человеческого поведения. Простой вопрос – помогает ли данное явление, произведение искусства, идеологическая программа, общественный проект совершенствованию человека или нет, может служить прекрасным мерилом сути вещей, заменяющим многоступенчатые цензурные организации. Честный интуитивный ответ на него позволит избежать ненужного формализма при оценке любых общественных или эстетических явлений. Чтобы признать многие современные театральные постановки скверной и мерзостью, не нужно проводить длительные экспертизы, главное – правильно подготовить экспертное сообщество.
Разумеется, ничего не нужно доводить до крайности: при желании можно испортить всё и здоровую идею улучшения человека довести до малопривлекательного формализма. Главное, чтобы это неизбежное тиражирование высокой идеи не привело к её выхолащиванию.
Проработанная национальная идея – это правильная работа пропагандистской машины, отвечающей на вопрос: зачем мы сражаемся и куда мы хотим прийти в конце концов? Сама жизнь и стратегическая ситуация вокруг России всё равно заставят это сделать. Но если мы не решимся реализовать подобную важнейшую задачу, то рискуем потерпеть поражение в схватке с другими недружественными по отношению к нам цивилизациями, которые всё-таки определили для себя, кто они, в чём их предназначение и кому они служат.
Формул национальной идеи может быть много, но какую бы из них нам ни выбирать, убеждён, что в них нужно сохранить восходящий вектор движения человека к Свету, Справедливости и Совершенству.
Сергей КЛЮЧНИКОВ