• +7 (495) 911-01-26
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Контуры грядущего мира

Контуры грядущего мира

Круглый стол «Науки и Религии». Окончание. Начало в № 4. 

Участники Круглого стола: Сергей Арутюнов, публицист; Роман Багдасаров, религиовед, культуролог; Олег Бахтияров, директор Института психонетических исследований и разработок; Дмитрий Володихин, доктор исторических наук, писатель; Эдуард Геворкян, писатель, журналист, драматург; протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук

НиР: Какие действия сейчас нужно предпринять для изменения имиджа нашей страны за её пределами?

Сергей Арутюнов: Считаю, что нам нужна собственная, а не взятая напрокат, цивилизация, но чтобы наше шествие по миру состоялось, нам следует отдать себе отчёт в том, что мы можем этому миру предложить. Всемирное братство. Разрушение рынка с его конкурентно волчьими законами. Веру. Нужно, чтобы новая русская империя показала пример качественно иного отношения к человеку, чем он запечатлён в истории сегодня, и тогда точно так же, как в Советскую Россию, к нам поедут специалисты и технические, и гуманитарные. И просто люди.

Роман Багдасаров: Речь идёт не о построении новой цивилизации, но об альтернативной модели развития в рамках уже существующей. Тогда к этой модели присоединятся другие страны, сообщества, категории населения самого широкого культурного спектра. Альтернативный Эсален объединит интеллектуалов со всего мира, которые разделяют цели альтернативы трансгуманизму.

Олег Бахтияров: Главное - нужно создавать то, чего не делает никто, иное по отношению к тому, что есть. Поскольку мы живём в эпоху технологий, важной составляющей этого нового является выявление новых траекторий технологического развития и их реализация. Вторая не менее важная составляющая - создание новых форм культуры. Именно экспансия культуры будет способствовать интересу к России и заимствованию создаваемых ею культурных форм, а собственные технологические разработки создадут дополнительную привлекательность. Основа же такого поворота - резкое повышение качества образования, включение в него как необходимой составляющей изучения религии и способствование воцерковлению.

Владимир Василик: Прежде всего - победить коррупцию, сделать образ коррупционера ненавистным для российского гражданина и через это сделать российский рынок привлекательным для иностранных предпринимателей (естественно, для тех, кто будет создавать реальное производство и приносить России пользу, а не эксплуатировать российские ресурсы), преодолеть преступность и бедность.

Для изменения образа страны необходима работа прежде всего с российскими СМИ, их очищение от безнравственного и криминального содержания, от бессодержательных и отупляющих шоу, привлечение в сферу информации подлинно творческих сил, создание программ, в том числе на иностранных языках, в которых правдиво и привлекательно освещались бы природа России, её великая история и культура, её настоящее - перенос акцента со скандальных и шокирующих новостей на положительные примеры работы, творчества и служения русских людей, на подвиг россиянина. Наконец, поиск дружественных нам иностранных СМИ и активная их поддержка (в том числе и финансовая).

Дмитрий Володихин: Не нужно предпринимать никаких действий. Это многим странам мира на данный момент надо крепко постараться, чтобы изменить свой имидж в России к лучшему.

Эдуард Геворкян: В условиях открытого цивилизационного противостояния все традиционные методологии по созданию позитивного имиджа или ослабления негативного не имеют смысла. В настоящее время речь может идти только о пропаганде - изощрённой, массовой, направленной в первую очередь на противника. В этом смысле необходимо создание структур (или усиление их деятельности, если они имеются), которые, используя в том числе и современные информационные технологии, будут сеять хаос и раздор во враждебных нам регионах.

Именно сейчас, когда противостояние вышло на уровень прямых военных столкновений, нет смысла играть во внешнеполитические инициативы, устраивать всяческие конгрессы борцов за всё хорошее против всего плохого и т. п. Сильная, победоносная и процветающая Россия - сама по себе имиджеформирующий фактор.

НиР: Если предположить, что нас ждёт длительный цивилизационный развод с Западом, что нам нужно взять из его достижений и ценностей, а от чего отказаться?

Сергей Арутюнов: Лично я ничего бы оттуда не взял. То есть мне ничего оттуда не нужно. Быстрые платежи? Можно и без них. Гаджеты? Я жил и без них. Демократических ценностей я видел достаточно: они есть не что иное, как растление. Как гражданин своей страны, я не хочу ничему подражать и никаким импортным стандартам соответствовать.

Роман Багдасаров: Высокие технологии, демократические формы управления, классическая культура - всё это, что можно было бы позаимствовать, давно перестало быть «западным» и стало частью мировой культуры и цивилизации, точнее - обнаружило свои общечеловеческие корни.

К примеру, происхождение литературного жанра романа ещё недавно было принято считать европейским. Но разве сам европейский роман возник на пустом месте, а не присутствовал как составная часть в Одиссее, Библии (история Давида в Книгах Царств), Рамаяне, «Путешествии на Запад»? Разве демократия - это исключительно западное достижение? Высокие технологии также являются результатом совместной деятельности всего человечества.

Олег Бахтияров: Брать уже нечего. Ключевые современные технологии уже позаимствованы. Единственное, что нужно сохранить, это механизмы порождения разнообразия, которые начинают на Западе сворачиваться, а нам пригодятся. Отказаться же надо от движений сторону разрушения культурных норм и ориентации на уравнивание культурных ценностей Владимир Василик: Необходимо взять на вооружение прежде всего западные технологии, и не только промышленные, но и информационные, умение работать с аудиторией и направлять умы в нужное русло. Учиться системному подходу, который коллективный Запад демонстрирует в своих военно-политических и информационных акциях.

Что же касается западной либеральной модели и всего, что проистекает из неё в области политики, экономики, образования, информации, - на наш взгляд, от неё надлежит отказаться в силу её бесчеловечности в целом и её неприемлемости для российских условий в частности.

Дмитрий Володихин: Чистый прагматизм: научно-технические достижения, инженерию, некоторые технологии бизнеса. Прочее не надобно. А развод... здоровый развод - не трагедия, а дорога к новому счастью. Не стоит переживать.

Эдуард Геворкян: Фактически Россия сейчас является единственным наследником классической западной культуры, одновременно не чураясь и культурных достижений Востока. При этом уникальность нашей цивилизации заключается в повышенном иммунитете против той гнили и семян распада, что пытаются привнести к нам носители «западных ценностей». Судьба Запада – сама по себе неплохой исторический урок и предостережение. Ну а если есть, что позаимствовать, - какие-либо технологии, управленческие новации, то их вполне можно считать трофеями в битве цивилизаций.

НиР: Что конкретно нужно делать, чтобы атмосфера в стране улучшилась и мы выстояли?

Сергей Арутюнов: Всемирное братство, да ещё и одухотворённое общей идеей и целью, - самая сложная задача из возможных и вообще когда-либо поставленных человечеством перед самим собой. На фоне её коммунизм выглядит несколько бедно, поскольку риторика его опирается на решение в основном экономических задач и почти наотрез отказывается говорить о контурах будущего человека, о взаимодействии его духа со всем остальным миром. Созидание может сделаться божеством, если вместо денежного эквивалента труда и выглядящих вполне справедливыми при социализме тарифных сеток придут иные меры активности.

И Боже упаси вводить в поисках таких мер тотальную слежку за мозговой или физической активностью: она не приведёт ни к чему, кроме омерзительных диктатур. Человеку стоит вручить навечно свободу не бояться ничего, кроме собственной лени, и подавать ему руку вместо того, чтобы бить по ней. Увы, очертания Рая на земле мне не даются.

А вот что касается первоочередных мер, я бы сокрушил ростовщическую банковскую систему, оставив только Сберегательный, Сельскохозяйственный, Промышленный и Внешнеторговый банки, упразднил бы идеологию монетаризма и перекачки денег (и талантов) за рубеж, а также лишил бы денежного довольствия прозападную российскую элиту в искусстве и культуре.

Роман Багдасаров: Необходимо избавиться от всех форм лексикона ненависти в СМИ. Нужно выработать государственную миротворческую риторику, которая могла бы придать пацифистским настроениям лояльную форму. Одновременно следует без утайки рассказывать о случаях коррупции, выявленных в ходе проведения спецоперации, о правовых нарушениях, допущенных со стороны российских военных. Недопустима обсценная риторика по отношению к украинским военным. Неважно, как ведут себя «они». Нужно укреплять и распространять собственные этические нормы. Ведь если следовать за Украиной, где легализованы крайние формы национализма, можно очень далеко зайти. Нужно обеспечить регулярные поездки в зону спецоперации писателей, поэтов и других представителей творческих профессий. Прежде всего лауреатов и номинантов государственных премий и членов крупнейших творческих союзов, а не маргинальных деятелей и жадной до гонорара бездари. После окончания спецоперации участвовавший в ней офицерский состав должен составить ядро Российской армии и стать новым олицетворением нации (там, где это не служит разглашению военной тайны, разумеется).

Олег Бахтияров: Воцерковление, вокультуривание, военная подготовка в ходе получения образования. Поощрение социально-экономических структур, стремящихся создавать новые социальные и экономические формы. Образование, направленное на развитие творческих ориентаций и способностей. Поддержка сообществ, развивающих и внедряющих такие программы, и поддержка их самостоятельности.

Все мероприятия и практические шаги, направленные на усиление позиций России (культурное и технологическое опережение, образование и - важный момент! - нормализация демографической ситуации, то есть специальные программы повышения рождаемости), мы должны проводить инициативно и самостоятельно. Будет действенная поддержка государства - замечательно, будет недостаточная - всё равно мы должны проводить все эти действия по преображению России сами.

Владимир Василик: Категорическое осуждение предательства своей Родины, особенно во время войны, и лишение предателей российских ресурсов и российского гражданства, а в ряде случаев - их уголовное преследование.

Смена информационной и культурной политики, постановка её под строгий нравственный контроль общества. Введение действенного этического кодекса для работников СМИ и культуры. Усиление юридического контроля - финансовая проверка учреждений культуры на предмет нецелевого расходования средств и создания некачественных культурных продуктов.

Ужесточение преследования за коррупцию. Введение полной конфискации имущества для осуждённых коррупционеров. Введение смертной казни за особо тяжкие преступления, в том числе финансового характера.

Проведение широкой национализации, прежде всего в области добывающей и машиностроительной промышленности.

Созидание российской автаркии. Отключение от западных интернет-провайдеров и создание своих собственных. Создание своей компьютерной промышленности и производство собственных мобильных телефонов.

Постановка банков под государственный контроль.

Снижение процентной ставки Центробанка до восьми-девяти процентов.

Изменение образовательной политики, окончательный отказ от идеи «сферы услуг» в области образования. Переход от выращивания «квалифицированного потребителя» к созданию творческой личности. Отказ от ЕГЭ, увеличение финансирования высшей и средней школы, повышение статуса учителя. Повсеместное введение в школах Основ православной культуры в качестве обязательного предмета.

Дмитрий Володихин: Полагаю, необходимо усилить влияние Русской Православной Церкви повсюду и везде, от образования до армии.

Эдуард Геворкян: Есть такое известное выражение: «Только массовые расстрелы спасут Родину». Разумеется, это своего рода чёрный юмор, но если вдуматься, то станет понятно, что речь идёт всего лишь об ответственности. Преступник должен ответить за своё преступление, независимо от того, кем он является, и чем выше его положение во властной элите, тем строже с него должно спроситься. А когда укравший миллиарды получает условный срок, когда детки влиятельных родителей беспрепятственно гоняют по улицам, подвергая риску жизни людей, когда педофилы и насильники выходят на свободу и снова совершают преступления, то у честного гражданина невольно возникает вопрос - может, всё же расстрелы?..

Источник: "НиР" № 7, 2022


© 2024 Наука и религия | Создание сайта – UPix