Христос некогда сказал ученикам: «Мужайтесь, ибо Я победил мир» (Ин 16:33). С особой радостью мы всегда слушаем слова воскресного песнопения: «Днесь спасение миру бысть. Поем воскресшему из гроба и Начальнику жизни нашея, разрушив бо смертию смерть, победу даде нам и велию милость».
Христианство воспитывало и воспитывает победителей. Над диаволом, грехом, своими страстями, обстоятельствами жизни. И есть глубинная связь между христианским подвижничеством и воинским подвигом. Воскресение Христово именуется ещё и восстанием. Фронтовик, генерал-майор ВДВ, в годы войны командир штрафной роты 8-го штрафного батальона Александр Васильевич Пыльцын говорил мне: «Как преодолевался страх на войне? Самое главное: поднялся в атаку - уже не ложись. Иди в бой».
В связи с темой восстания вспоминаются строки Ольги Берггольц, посвящённые 20-летнему гвардейцу Владимиру Нонину, павшему смертью храбрых в январе 1944 года под Ленинградом при штурме Вороней горы, откуда немцы вели огонь по Ленинграду:
Когда прижимались солдаты, как тени,
К земле и уже не могли оторваться, -
Всегда находился в такое мгновенье
Один безымянный, Сумевший Подняться.
Правдива грядущая славная повесть:
Она подтвердит, не прикрасив нимало:
Один поднимался, но был он - как совесть.
И всех за такими с земли поднимало...
...Он полз и бежал, распрямлялся и гнулся,
Он звал, и хрипел, и карабкался в гору,
Он первым взлетел на неё, обернулся
И ахнул, увидев открывшийся город!
И, может быть, самый счастливый на свете,
Всей жизнью в тот миг торжествуя победу,
Он смерти мгновенной своей не заметил,
Ни страха, ни боли её не изведав.
И зная, чувствуя это, по-особому понимаешь значение Дня Великой Победы, который по неизречённому Промыслу Божию 9 мая всегда приходится на дни Святой Пасхи. И это наша вторая Пасха - день спасения всего мира от фашистской чумы и день воскресения русской души. Свидетели 9 мая 1945 года вспоминают о той воистину пасхальной радости со слезами на глазах, которая охватила русских людей при известии о том, что подписана безоговорочная капитуляция фашистской Германии.
Александра Васильевна Аксёнова, библиотекарь СПбДА: «Люди плакали, целовались, обнимались. Одна старушка бросилась на шею совершенно незнакомому солдатику: “Дорогой мой, война кончилась. Тебя же не убьют”».
Но не только временной период и не только радость со слезами на глазах роднит Пасху и День Победы. Гитлер намного превзошёл египетского фараона времён Исхода, топившего еврейских детей в Ниле. По приказу и согласию фюрера миллионы не только еврейских, но и русских, сербских, белорусских, польских, украинских, французских детей расстреливали, вешали, травили газами, жгли заживо, морили голодом, выкачивали из них кровь. И в замыслах по обезлюдиванию «жизненного пространства» Гитлер был куда изощрённей библейского фараона. Вот лишь один пример - письмо Мартина Бормана Альфреду Розенбергу от 23 июля 1942 года: «Мы можем быть только заинтересованы в том, чтобы сокращать население оккупированных восточных областей путём абортов. Немецкие юристы ни в коем случае не должны препятствовать этому. По мнению фюрера, следует разрешить широкую торговлю предохранительными средствами. Ибо мы нисколько не заинтересованы в том, чтобы ненемецкое население размножалось». Как это созвучно нынешнему дню!
Немецкий офицер В. К. Штрик-Штрикфельдт пишет в своих воспоминаниях: «Однажды главный штаб группы армий “Центр” в Борисове посетил особоуполномоченный Розенберга, министр по делам занятых восточных областей. Его сопровождал высокий партийный деятель. Бок пригласил их обоих к обеду... Однако то, что эти высокие гости наговорили Боку за обедом, настолько потрясло его, что он усомнился в психическом состоянии их и их начальства. Он сказал нам это совершенно открыто. Но, может быть, казалось ему, он их неверно понял, - так как то, что он понял, не могло быть политикой и целенаправленностью разумных людей. Оба особоуполномоченных излагали цели правительства Третьего рейха примерно в следующем виде: Белоруссия (они называли её Белой Рутенией) отойдёт к Восточной Пруссии; обширные области Великороссии, до линии восточнее Смоленска (может быть, включая Москву и даже ещё далее на восток), а также Украина и Кавказ будут оккупированы и колонизированы. Господствующим слоем здесь будут немцы, а русские и украинцы будут лишены возможности учиться и продвигаться, они обрекаются на участь закабалённых рабочих. (Подобные фантазии - но более скромные - высказывались безответственными политиками и во время Первой мировой войны.) Но и этот бред был превзойдён утверждением, что русских на 40 миллионов больше, чем нужно, и они должны исчезнуть. “Каким образом?” - “Голодной смертью. Голод уже стоит у дверей”. - “А если удастся решить проблему голода?” - “Всё равно сорок миллионов населения - лишние”. - “А по ту сторону новой границы, на востоке?” - “Там будут влачить «степное существование» уцелевшие русские, евреи и другие унтерменши. И эта "степь" не будет больше никогда опасной для Германии и Европы”».
Любители баварского пива, послушайте относительно честного немца о ваших перспективах. Пиво вам не светило бы при любом раскладе, в лучшем случае – лагерные помои.
А почему так? Причиной тому - идея Lebensraum, жизненного пространства. То есть потребительства за счёт жизней покорённых народов. Вечное: «Всем нам известна их философская теория насчёт пространства и освоения его: чтобы продвинуться и захватить... сады, виноградники, огороды, поля, луга, леса, реки, горы и так далее. Но вы, сербы, вместе с Богом воскликните в ужасе: “Как же это вы сделаете, если там живут тысячи и тысячи людей, братьев ваших, которые признают Того же Единого Творца и Отца - своего и вашего? Как?!” “Легко сделаем, - отвечают они. - Совсем легко. Людей мы огнём повыжигаем, а их леса, поля и виноградники себе заберём. Людей потравим ядовитыми газами, а их зерно, вино и елей оставим себе. Людей изгоним в пустыню, пусть вымирают там от голода, а сами сядем за их столы, будем есть пить и веселиться”» (святитель Николай Велимирович). Типичное потребительское людоедство, к сожалению, никуда не ушедшее. До сих пор ради нефти, газа, грязных денег льётся кровь, уничтожаются целые государства и народы, а христиане изгоняются с Ближнего Востока и истребляются укронацистскими оккультистами.
И спасение от этого человеконенавистнического режима было воистину чудом, подобным Исходу. Тут меня могут поправить: отец диакон, это чудо далось страшной кровью и великой народной жертвой. Степан Сергеевич Семенец, ветеран войск НКВД, скончавшийся в 2013 году, рассказывал нам о том, как их - курсантов, выпускников 1941 года - выдвинули на оборону Ленинграда после прорыва Лужского рубежа. Нескольких дней они сдерживали немцев. Из 2000 выпускников осталось 50 человек. Этих 50 оставшихся затем бросили под Стрельну. Они составили знаменитый Стрельнинский десант, из которого в живых осталось 18 человек. Вячеслав Васильевич Панфилов, участник Курской битвы, рассказывал, что из его роты, насчитывавшей к началу боёв 65 человек, к концу оставалось пятеро. Остальные были или убиты, или ранены.
Каковы истоки такой жертвенности, такого сопротивления? И вот здесь не обойтись без христианского наследия и христианских архетипов русского сознания. Христос умер за всё человечество и искупил нас Своею Честною Кровью. Его Жертва действенна для всех людей, кто желает к ней приобщиться. Наша Россия искони созидалась жертвой её сынов и дочерей, начиная со времени Крещения Руси, - жертвой тех, кто отстаивал Русь от печенегов и половцев, кто бился с немцами на льду Чудского озера и с татарами на Куликовом поле, кто освобождал Москву в 1612 году и стоял против Великой армии под Бородино в 1812-м. И это так же справедливо и в отношении тех, кто сражался на полях Великой Отечественной, нёс свой крест в блокадном Ленинграде, трудился на заводах и нивах, страдал в оккупации. Вот эту живую связь эпох удивительно выразил Константин Симонов в своём стихотворении «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины.»:
...Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в Бога не верящих внуков своих...
Великая Отечественная война выявила глубокие христианские архетипы в сознании русского народа, в частности самоотвержение, терпение, общинность, духовную твёрдость перед лицом испытаний.
В Первую мировую войну вроде и народ был тот же, и более верующий по крайней мере, и военное духовенство было, и ещё не прошли русские люди через репрессии и разрушение храмов, но духа и воли к победе не было. В конечном счёте его посылает Сам Господь. По словам отца Кирилла (Павлова), именно Бог послал в сердца советских воинов мужество и жертвенность и мудрость и умение - полководцам.
И, кроме того, на войне всегда находилось место чуду. О них уже составлены книги. Приведу здесь повествование, недавно услышанное от ветерана труда Юрия Михайловича Шилова. Его отец, Михаил Васильевич Шилов, прошёл всю войну. Воевал на Карельском фронте. Вспоминать о войне не любил. Только раз рассказал, что при форсировании водной преграды (кажется, Вуоксы) он подвергался смертельной опасности. Мины рвались совсем рядом. Но остался цел. И более того, за всю войну не получил ни царапины. А почему? Его супруга, мама Юрия Михайловича, не только сама молилась за мужа, но каждый день, укладывая спать детей, заставляла их молиться за отца. И он вернулся домой цел и невредим. Рассказ свой Юрий Михайлович завершил так: «Верую и знаю, что Бог есть и людям помогает».
Для нашей страны Исход был и в другом. Благодаря страшным испытаниям возродилась православная вера, власти - в чём-то вынужденно, а в чём-то нет - способствовали восстановлению Русской Православной Церкви, традиционных ценностей и прежде всего - патриотизма. Вспоминает Юрий Георгиевич Алексеев, доктор исторических наук, профессор СПбГУ, блокадник, в прошлом морской офицер: «Когда я услышал из речи Сталина: “Под знамёнами Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского вперёд к победе”, то подумал: “Слава Тебе, Господи. Конец этому проклятому космополитизму-интернационализму”». И действительно, в этой речи была глубинная связь с посланием Святейшего Патриарха Сергия: «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят ещё раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью Родины, кровными заветами любви к своему Отечеству. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своём долге пред Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы - православные, родные им по плоти и вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом. Вспомним святых вождей русского народа, например Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших души свои за народ и родину. Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг».
И воистину сбылось пророческое слово Первосвятителя: небесное благословение снизошло на Россию и завершилось победным пасхальным торжеством 9 мая.
Но в слове Святейшего Сергия присутствует и другое измерение: Великая Отечественная война была продолжением многовековой войны России и Европы. Мы привыкли говорить о войне с фашистской Германией, но часто забываем о её союзниках. А убитыми они потеряли на Восточном фронте около 66 800 человек, пленными - 800 000 (немцы, соответственно, - 3 604 000 и 3 576 000). Как в 1812 году, так и в 1941-м Россия практически в одиночестве воевала со всей Европой: австрийцами, валлонцами, фламандцами, французами, итальянцами, румынами, хорватами, венграми, финнами, норвежцами, поляками, испанцами! Действительно, нашествие «двунадесяти языков».
Мы привыкли видеть французов своими союзниками по Второй мировой войне. Вспоминаем генерала де Голля, французских партизан, эскадрилью «Нормандия- Неман», но забываем, что до начала 1944 года французских партизан было не более 25 000, а французов, служивших в Вермахте, - более 200 000, при этом часть их воевала на Восточном фронте.
Приведу лишь один красноречивый факт. В октябре 1941 года на Бородинском поле шёл ожесточённый бой между усиленной танковыми бригадами советской 32-й стрелковой Краснознамённой дивизией полковника В.И. Полосухина и частями 4-й немецкой армии. Для поднятия боевого духа советским частям были розданы знамёна русских полков, участвовавших в Бородинском сражении 1812 года. И советские воины не посрамили их славу: целых четверо суток они отбивали атаки превосходящих сил противника, а затем отступили в полном порядке, оставив Бородинское поле, покрытое трупами немцев и их союзников и горящими немецкими танками.
Немецкий генерал Блюментрит вспоминал: «Четыре батальона французских добровольцев, действовавших в составе 4-й армии, оказались менее стойкими. У Бородина фельдмаршал фон Клюге обратился к ним с речью, напомнив о том, как во времена Наполеона французы и немцы сражались здесь бок о бок против общего врага. На следующий день французы смело пошли в бой, но, к несчастью, не выдержали ни мощной атаки противника, ни сильного мороза и метели. Таких испытаний им ещё никогда не приходилось переносить. Французский легион был разгромлен, понеся большие потери от огня противника и от мороза. Через несколько дней он был отведён в тыл и отправлен на Запад».
В 1941-1945 году продолжилось цивилизационное противоборство между Россией и Европой, которая, по словам святителя Николая (Велимировича), умна брать, но неумна отдавать, умна убивать, но неумна животворить. Великая Отечественная война - противоборство цивилизации Правды и цивилизации потребления, доходящего до людоедства. И Господь в те годы был с Россией и с русским солдатом, который спас Европу от неё же самой и освободил её от фашизма.
Некоторые публицисты имеют дерзость утверждать, что «победа задавила ростки покаяния». Свидетели тех времён опровергают эту неправду. Вот как вспоминал о военных временах и о покаянном настрое русского человека архимандрит Кирилл (Павлов): «После Сталинградской битвы, когда мы прибыли в тамбовские леса на отдых, в один воскресный день я пошёл в Тамбов. Там только что открыли единственный храм. Собор весь был голый, одни стены... Народу - битком. Я был в военной форме, в шинели. Священник, отец Иоанн, который стал впоследствии епископом Иннокентием Калининским, произнёс такую проникновенную речь, что все, сколько было в храме народа, навзрыд плакали. Это был один сплошной вопль. Стоишь, и тебя невольно захватывает, настолько трогательные слова произносил священник». Не только во время войны, но и после неё храмы были переполнены, люди стремились на исповедь и к причастию, и таких были не тысячи, а сотни тысяч, пожалуй, даже миллионы.
А если говорить о плодах покаяния, то русские голодные люди зачастую удивительно соблюдали заповедь Христа о любви к врагам, делясь с пленными немцами или с гражданским населением последним куском хлеба.
В войну вошла одна страна, вышла другая - обновлённая и преображённая. Для многих она была восхождением к спасению и святости. Многие священники, архиереи и миряне свою верность Христу запечатлели мученической кончиной от рук немцев. Очень жаль, что почти не ведётся работа по сбору свидетельств их святости, и у нас не совершалось канонизаций, подобных тем, что свершила Сербская Церковь, прославив целый Собор священников и мирян, замученных немцами и их пособниками усташами. Надеемся, что это - дело ближайшего будущего.
Кинохроника времён Великой Отечественной войны порой доносит до нас удивительные кадры: вот священник благословляет солдат, идущих на фронт, вот митрополит передаёт армии танковую колонну, вот старушка крестит слабой рукой шагающих красноармейцев, и бойцы в свою очередь тоже крестятся. Они редкие, эти кадры, они почти теряются в общем потоке тогдашней кинохроники, - и сама их редкость невольно заставляет зрителя задуматься: какова же была подлинная роль православия в великой Победе русского народа над германским фашизмом?
Возьмём армию Гитлера: здесь действовали (пусть и полулегально) капелланы, на пряжках у солдат красовалось «С нами Бог», верующего солдата никто не притягивал к ответу за его веру. Сторонний наблюдатель, прельстясь этими внешними знаками, решил бы, что именно Германия сражалась за Божью правду. Однако под знаком креста нацистская армия творила дела тьмы. Неслучайно Святейший Патриарх Кирилл определил нацистский режим как человеконенавистнический. А Красная армия, со всеми её политруками и красными звёздами, была христолюбивым воинством, совершавшим дело Божие и спасавшим народы мира от смерти - в конечном счёте, во имя Христа. Это парадокс? Возможно. Но история знает и не такие парадоксы.
Дело даже не в том, что в 1941 году Православная Церковь, истерзанная бесконечными гонениями, собрав последние силы, постаралась и словом, и делом помочь Родине. Не надо преувеличивать значение этой помощи: в те годы сил у Церкви почти не осталось, а противодействие государственного атеизма, несмотря на ряд послаблений, было всё ещё велико.
Сила русского православия была в другом: в те годы она хранилась в сердцах человеческих, в душах русских людей. Что это были за люди? Пехотинцы, которые своими телами закрывали доты, чтобы их товарищи остались живы. Лётчики, которые, имея возможность спастись, бросали свои горящие самолёты на колонны вражеских войск, - и не мести ради, а чтобы эти колонны не дошли до Москвы, до Ленинграда, чтобы они не расстреливали там наших матерей и детей. Солдаты, которые, сами едва живые от голода, готовы были делиться с блокадниками - и делились! - последним куском хлеба. Те, кто тушил зажигалки на крышах блокадного Ленинграда, не давая врагу сжечь город святого Петра.
Для нас, верующих, война - тайна народного страдания, тайна креста и воскресения. Это чувствовали лучшие люди эпохи. Вспоминаются стихи Ольги Фёдоровны Берггольц о блокадниках:
Вот женщина стоит с доской в объятьях;
Угрюмо сомкнуты её уста,
Доска в гвоздях - как будто часть распятья,
Большой обломок русского креста.
И всё это было православие! Оно жило в сердцах наших воинов, двигало ими. Пусть даже по большей части они не могли, не умели исповедать своё православие словами, - но исповедовали его делами. И пусть сегодня тот, кто умеет красиво говорить о своей вере, повторит дела этих людей!
Есть расхожее выражение: «Красная армия стояла насмерть». Попробуйте вдуматься в него. Попробуйте пред ставить себя на месте наших бойцов, - и вы поймёте, что стоять насмерть, просто повинуясь приказу командира, невозможно. Нужно нечто большее, чем приказ: нужно, чтобы в душе жила вера. Но вера во что? В передовые производительные силы и прогрессивные производственные отношения? В грядущее далёкое царство коммунизма? Нет... Наших дедов поддерживала твёрдая вера в то, что они стоят за дело поистине правое, отражают наступление вселенского зла.
Нам ещё предстоит во всей полноте уразуметь великий подвиг русского народа, русского духа, Победу, проникнутую Духом Христовым, выстроенную на христианском понимании правды. Жертвенность, мужество, великодушие солдат Красной армии есть несомненный результат тысячелетней православной истории русского народа. Я уж не говорю о том, что наши воины вполне исполнили заповедь Христову: «Нет больше той любви, чем кто положит душу свою за други своя».
Уже 77-й раз приходит для нас великий, славный и святой День Победы. По Промыслу Божьему он всегда приходит в пасхальные дни. Пасха Победы пришлась на 6 мая 1945 года, день святого великомученика Георгия Победоносца. Это не было случайностью. Маршала Победы - человека верующего - также звали Георгий. Память Георгия Константиновича Жукова глубоко чтил сравнительно недавно почивший участник Великой Отечественной войны великий старец Всея Руси архимандрит Кирилл (Павлов). Победа нам досталась великой болью, страданием и скорбью, мученическим подвигом 27 миллионов наших людей, тех, кто до последнего защищал Брестскую крепость, остановил врага на подступах к Ленинграду и Москве, освободил Россию и Европу от фашистской чумы, тех, кто брал Берлин, кто горел в танках и самолётах. А также всех, кто страдал в оккупации, умирал от голода. Все они душу свою положили за сродников своих. Как написала в 1944 году Анна Андреевна Ахматова:
Сзади Нарвские были ворота,
Впереди была только смерть...
Так советская шла пехота
Прямо в жёлтые жерла «Берт».
Вот о вас и напишут книжки:
«Жизнь свою за други своя»,
Незатейливые парнишки –
Ваньки, Васьки, Алёшки, Гришки,
Внуки, братики, сыновья!
Победа в Великой Отечественной войне, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, есть тайна Промысла Божия. Это тайна Божественного человеколюбия, тайна Божественной справедливости и тайна Божественной милости. Это была победа света над тьмой, правды над ложью, жертвенности над расистским и капиталистическим эгоизмом.
Гитлер и его подручные имели наглость сказать, что Христос устарел и теперь они наследуют землю. За эти наглые безумные слова поразил Господь их небесным судом и силою русского оружия. Воистину, как писал в пасхальном послании Патриарх Алексий, «“Слава в вышних Богу и на земле мир в человецех благоволение”. Будем же хранить этот мир, беречь его, чтобы не дать новой фашистской чуме распространиться по миру и по нашему Отечеству».
Не только военное поколение, но все мы - народ-победитель. Победители и те, кто в Афганистане защищал мир от террора и наркотического дурмана. И те, кто в Чернобыле спасал наше Отечество и сопредельные страны от радиации. И те, кто сохранял в Чечне Россию от развала, а человечество - от мирового терроризма. И те, кто самоотверженно трудился и трудится на наших фабриках и полях, кто в годы перестройки не уходил с военных заводов, когда там не платили ни копейки, кто самоотверженно учил детей, временами падая в обморок от голода. Слава Богу, Россия сохранена от развала и понемногу встаёт с колен и до сих пор исполняет в мире свою промыслительную роль удерживающего. И энергия Победы не ушла в песок, она не только скрепляет наше общество, но и подвигает нас к труду и творчеству. Пример победителей в Великой Отечественной войне, безусловно, должен быть востребован в полной мере для воспитания подрастающего поколения и консолидации нашего общества, и слава Богу, что это во многом происходит.
Сегодня этот великий день празднует вся Россия и все люди доброй воли во всём мире. Приобщимся и мы к этому торжеству и радости всемирного праздника. Будем победителями в нашей жизни - над нашими страстями, немощами, обстоятельствами. Пусть пасхальный свет победы сияет над Отечеством нашим, на наших лицах, в наших душах и передаётся ближним и дальним.
Владимир ВАСИЛИК, протодиакон, доктор исторических наук