Психологическая наука определяет мышление как высшую ступень познания;
процесс познания окружающего реального мира. Основу его составляют образование и непрерывное пополнение запаса понятий, представлений, осуществление умозаключений. В мышлении видят особый психический процесс, суть которого в создании моделей мира с его закономерностями. Такое моделирование происходит у человека постоянно, только он этого не замечает, а сами модели выдвигаются непрерывно на основе первичных предположений или аксиом. Мышление можно сравнить с постоянным обоснованием и доказательством каких-либо положений, а аксиомы выдвигаются интуитивно. Об этом в своё время говорил французский мыслитель Блэз Паскаль: «Теоремы доказуются логикой, а аксиомы выдвигаются сердцем». Того, чьи аксиомы изначально верны, кто видит мир целостно и сбалансированно, можно назвать мудрым человеком. Тот, кто основывается на ложных аксиомах, но при этом обладает мощным комбинаторным умом, умён, но мудрым его не назовёшь. Тот, кто исходит из ложных аксиом, не обладает достаточным образованием и не умеет самостоятельно мыслить, тот относится к категории глупцов, и чем он при этом самоувереннее, тем его глупость выше.
Если взять примеры из российской медийной и политической жизни, то очевидно, что, например, академик Евгений Примаков был не просто умным, но мудрым человеком, мыслящим и говорящим точно и взвешенно. Бизнесмен Борис Березовский, членкор по математике, докторская диссертация которого была посвящена математическому обоснованию теории приятия решений, был очень умным человеком, великим комбинатором интриг и криминальных схем, но мудрым, учитывая финал жизни, его никак не назовёшь. А, скажем, небезызвестный Даня Милохин – это просто глупец, причём когда он пытается рассуждать о мире и давать советы, это выглядит ещё глупее.
При помощи мышления мы можем познавать такие свойства и грани мира, которые недоступны первой сигнальной системе. Современная психология стала признавать, что процесс мышления происходит у человека на фоне так называемых автоматических мыслей. Однако изучение природы автоматических мыслей не есть предмет современной науки, хотя они оказывают на сам процесс мышления огромное влияние, как бурное море влияет на береговую жизнь какого-то острова. Зато религии как раз изучают реальный процесс мышления и учат людей управлять им в направлении одухотворения, очищения и повышения упорядоченности наших мыслей.
Размышляя о себе, мире, целях, которые ставим перед собой, мы создаём мир, в котором живём. Более того, упорно мысля в определённом направлении и нарисовав картинку мира, из которой мы действуем и совершаем поступки, наше мышление создаёт нашу судьбу. Ведь мы совершаем те или иные поступки, потому что думаем в определённом направлении.
Роль мышления в жизни человека и человечества невероятно велика – без мыслительной активности не была бы создана эта цивилизация и не были бы возможны любые проявления человеческого гения. Мышление – это то, что выделяет человека (homo sapiens – человек разумный) из природы. Тем не менее вопросы развития разума остаются в человеческом обществе непроработанными. Нас учат определённым навыкам и знаниям, заставляют читать книги, дают образование, но никто не учит управлять своим мышлением, чтобы оно было чётким, сосредоточенным, наполненным яркими образами, понимать суть вещей. Если наша мыслительная машина работает хаотично и с дефектом, то это приводит к нашим неправильным действиям и к совершению ошибок в общении с людьми. В чём могут заключаться эти дефекты мышления? Человек может:
– иметь неверную картину мира в целом (например, видеть мир как угрожающий ему лично или предполагать, что всё обязательно кончится плохо),
– иметь негативную цель, которая может искривить все ментальные процессы и привести в тупик или даже к гибели,
– замысливать зло или даже преступления по отношению к другим людям (например, создавать преступные схемы обогащения),
– испытывать сильные воздействия разрушительных или негативных эмоций и желаний на отдельные мысли, на весь процесс мышления или даже влияния со стороны тела в виде ощущений, мешающих правильным действиям (например, тело просто ленится, и человек не делает должного),
– полностью подчиниться воздействию уже упоминаемых автоматических мыслей и всё время уплывать в сторону от правильных выводов и решений или не додумывать их из-за диктата ментального хаоса.
Чтобы все эти дефекты не возобладали над нормальным позитивным мышлением, нужно тренировать и развивать разные его грани. Всестороннее развитие ума и управление им позволит человеку занять привилегированное положение в жизни на её разных площадках – на рынке труда, в своей профессии, в обществе, в компании за столом. Хорошо, если человек сможет выстроить своё образование так, как говорил биолог К. А. Тимирязев: «Нужно знать немного обо всём и всё о немногом».
Первое условие – это развитие ума через образование, общее и специальное, систему повышения профессиональной квалификации, самообразование, постоянное чтение. Практически все гении были очень образованными людьми, которые не останавливались на полученном в студенчестве образовании, а всю жизнь помногу читали и профессионально учились. Важно читать и книги, относящиеся к духовной сфере. Невозможно набраться мудрости, не общаясь с мудрыми людьми. Хорошо иметь их в качестве друзей, но если у вас нет такой прямой возможности, пользуйтесь косвенной, читая их труды, оставленные специально для назидания людям. Читая их, вы вступаете в прямой контакт с носителями ума и мудрости и набираете эти знания и мудрость себе в актив, примерно так же, как люди, изучающие иностранный язык, гораздо лучше усваивают языковые навыки при общении с непосредственными носителями иностранного языка.
Второе условие: нужно учиться передавать знания другим, транслировать знания и мысли тем, кто знает меньше нас (детям, студентам, малообразованным людям), тем, кто знает столько, сколько знаем мы (нашим коллегам, людям того же образовательного и социального статуса), и доносить свои мысли до тех, кто знает больше нас. Это поможет отточить ум, сформировать гибкость интеллекта, научит подавать знания более точно и сделает их привлекательнее. Если знание, которое мы получили, не рассказано никому, то интеллект развивается слабо.
Третье условие развития ума – формирование речевых навыков. Мало что-то узнать или нечто придумать. Важно облечь полученные знания в красивую речевую формулу, которая не просто украшает мысль, но увеличивает её силу и объёмы смысла.
Четвёртое условие – переход к прямому управлению мыслительным процессом в своём сознании, первый шаг которого заключается в формировании привычки наблюдать за собственными мыслями, хаотическим потоком текущими через наше сознание.
Знаем ли мы и понимаем ли науку управления мыслями? Скорее всего, нет. А если что-то знаем (сейчас в Интернете немало материалов о том, как выбросить «мусор» из головы), то не доводим это до конца: управление мыслями – штука почище, чем какой-нибудь культуризм. Мы не знаем, до какой степени такое управление мыслями возможно, к чему оно ведёт и какие способности приобретает мастер такой ментальной саморегуляции.
Что значит управлять мыслями? Во‑первых, это значит видеть свои мысли и в любой момент понимать:
– о чём вы думаете чаще всего (каков набор главных, определяющих вашу жизнь мыслей),
– куда вы придёте со своими мыслями через некоторое время (каков вектор вашего мышления),
– почему вы думаете именно так (каков механизм вашего мышления, определяющий решения, принимаемые или не принимаемые вами) и почему обычно думаете хаотично и не очень удачно (если бы вы думали упорядоченно, то уже стали бы йогом, а если бы умели думать удачно, добились бы более впечатляющих результатов),
– какие из ваших мыслей – вредные факторы, мешающие вашему счастью, какие нейтральные, а какие полезные,
– как на ваши мысли влияют а) ваши предыдущие мысли, б) ваши чувства и желания, в) мысли поступки других людей,
– каковы ближайшие и отдалённые последствия наших мыслей для нас самих (то есть в какие поступки и обстоятельства жизни превращаются наши мысли).
Вспомним символ восточной философии с «человекомэкипажем», где тело символизирует повозка, эмоции – лошадь, запряжённая в неё, ум – кучер, который сидит на дрожках и управляет повозкой и движениями лошади посредством вожжей (воли). Управляет экипажем Господин, или Пассажир, сидящий в повозке с задёрнутыми шторами, символизирующий собой высшее Я, более высокую духовную часть человека. Но оперативное управление в руках хорошего кучера, который знает, куда надо ехать, каковы правила движения и как воздействовать на неуправляемую лошадь. Тогда такой экипаж несётся как гоголевская птица-тройка… А вот если кучер не обучен управлению лошадью, если у него слабые руки, он не держит вожжи и не управляет лошадью, если он напичкан чужими схемами и правилами движения, не приспособленными к движению по нашим дорогами, или если он пьян… Тогда «лошадь» может загреметь в жизненный кювет.
Чтобы управлять лошадью, кучер (ум) должен быть хорошо подготовлен и знать правила движения («сдать на права» в прямом и переносном смысле, то есть получить достаточное образование, включая область практической психологии), должен быть собранным, трезвым, умным, чутким, знать язык «лошади» и находиться в координации с Господином (высшим Я), повозкой (телом), лошадью (эмоциями и желаниями) и другими участниками движения на жизненных дорогах, с реальной жизнью.
Чтобы «лошадь» (эмоциональная природа) его слушалась, он должен ухаживать за ней и кормить её жизненными впечатлениями, стараясь выстраивать жизнь так, чтобы количество побед всегда превышало в ней количество жизненных поражений и неудач. Если продолжать метафору человека-экипажа, то можно сказать, что команды, которые кучер отдаёт лошади и повозке (телу), как раз и являются мыслями, которые он порождает и которые превращаются в решения (волевые акты).
Каким образом Господин высшее Я общается с кучером? Что является мостом, соединяющим умственный и духовный уровень бытия? Наблюдающее Я, или внутренний Наблюдатель, о необходимости формирования которого мы уже говорили на предыдущих занятиях. Он должен постепенно стать сознательнее, сильнее, чем хаотичный самоуверенный «кучер», и постепенно взять власть через самоконтроль и своё возрастающее присутствие в свои руки. И, конечно, Наблюдателю нужно понять природу вашего мысленного диалога. В нём мысли спорят с другими мыслями, которые персонифицируются и превращаются в других людей, с которыми вы яростно и бессмысленно спорите в своей голове. Иногда диалог происходит между мыслями и чувствами, мыслями и желаниями, а иногда – мыслями и телом, телесными ощущениями. Каждый из участников такого «диалога» тянет одеяло на себя, пытается овладеть вниманием и центром принятия решений.
Пока этот спор будет продолжаться и вы не добьётесь ощущения расслабленного, ровного фона в теле, позитивного спокойствия в эмоциях или даже радости в сердце, ясного ментального поля в голове, вам будет трудно рассчитывать на хороший жизненный результат. Остановка внутреннего диалога включает в себя спокойствие тела и души. Только тогда включается чистый голос нашего высшего Я, рождающего благоприятный Поток жизни, который несёт нас к намеченной цели. Важно, чтобы, видя последствия своих мыслей, вы научились делать правильные выводы и перестали наступать на одни и те же грабли, а начали создавать в своей голове позитивные мысли, порождающие другие, более благоприятные события. Кроме того, вы сможете либо блокировать, либо полностью растворять те негативные мысли и разрушительные идеи, которые глубоко застряли внутри вас.
Наблюдать, что несёт с собой внутренний свет, энергии более высокого порядка, силу, делающую присутствие низких разрушительных мыслей внутри вас просто невозможным. Пробуйте смотреть на этот ментальный негатив внутри вас пристально и в упор – и он будет испаряться, исчезать, как дым. Даже самые сильные мысли постепенно уйдут, хотя нейтрализация вредного ментального негатива – отдельная большая тема.
Во‑вторых, управлять мыслями – значит уметь при необходимости останавливать хаотический ментальный поток и пребывать в состоянии ментальной паузы (начальная стадия мыслительной саморегуляции или даже безмолвия – более высокой ступени развития сознания). Остановка ума даёт большой прилив энергии, лучшее видение всех процессов, контакт с более высокой духовной реальностью, пребывающей внутри нас. Она не останавливает способность мыслить, но делает её гораздо более мощной и быстродействующей.
Остановка ума усиливает мысль и ум, причём усиливает многократно. Большинство ярких открытий мира в самых разных сферах делалось именно в результате этой остановки. Будда постиг свои четыре благородных истины после того, как оставил попытки достичь совершенства путём изучения древних книг и практики аскезы. Архимед сформулировал свой закон, расслабленно лёжа в ванне. Менделеев увидел чертёж своей знаменитой таблицы элементов во сне. Всем этим попыткам что-то познать предшествовали длительные усилия, которые Будда, Архимед и Менделеев на какое-то время оставили и сумели войти в состояние паузы. Умеете ли делать правильную паузу в своей жизни вы и достаточно ли перед этим поработали, чтобы её сделать? Скорость мысли нарастает в огромных пропорциях, так же, как и количество творческих идей, рождающихся в сознании. О паузе, глубине и тишине, наступающей после того, как мы вышли за пределы мышления в так называемое «фоновое мышление», следующая притча:
Махавира (основатель джайнизма) лежал на смертном одре. В последние часы своей жизни он завещал духовное водительство своему любимому ученику Гаутаме, которого в тот момент не оказалось поблизости. Махавира сказал: «Передайте Гаутаме, что он замечательно пересёк реку, но почему он держится за берег? Пусть он отпустит берег». Гаутама держался за берег мышления, но Истина достигается погружением в неё, а не нахождением на её поверхности.
Речь не идёт о том, чтобы стать буддийским или джайнистским мастером, но о том, чтобы научиться хоть немного пользоваться теми инструментами, которые такие мастера оставили. Речь идёт о здоровой созерцательности, которую современный суетливо думающий и живущий человек стремительно утратил. А вместе с этим мы рискуем утратить глубину, присущую нашей цивилизации.
В‑третьих, управлять своими мыслями – значит уметь сосредоточенно, без отклонений в сторону (или с незначительными отклонениями), думать на любую тему, которая для вас важна, и находить в результате правильное решение.
В‑четвёртых, управлять своими мыслями – значит уметь одинаково хорошо пользоваться тремя видами мышления:
а) словесно-логическим мышлением, когда человек умеет анализировать любую ситуацию и проблему, раскладывая её по полочкам, и связно при этом говорить,
б) образным мышлением, при котором человек умеет создать картинку своих мыслей, как хороший писатель или художник,
в) интуитивным мышлением, при котором человек без каких-либо мыслей способен заглянуть в неизвестное или будущее и понять, чего от него ждать.
В‑пятых, управлять своими мыслями – значит уметь превращать эти мысли в благоприятные для нас и для мира решения, поступки, акты воли, а при необходимости отменять неблагоприятные для нас решения и поступки. Почему мы не владеем этими навыками управления мыслями? Потому что в мире нет специальных институтов и практик, обучающих нас этим умениям: школы и вузы загружают нас большими объёмами информации и дают первоначальные навыки в тех или иных профессиях, но ничего не говорят о практике повседневного мышления.
Правда, есть различные школы духовного характера, восточные учения, тот же буддизм или йога, где вопросы сознания и мышления разработаны очень глубоко, но они, как правило, оторваны от повседневных задач и проблем человека. А ещё мы не владеем подобными навыками ментальной саморегуляции потому, что это требует серьёзных усилий и затрат времени, никак не вяжущихся с навязываемыми через СМИ установками, с тем, чему наш учит наш «друг»-телевизор, вещающий: «бери от жизни всё и сразу», «не дай себе засохнуть» – и прочую чушь.
Что нужно делать, чтобы научиться понимать, почему мы думаем именно так, какие мысли являются вредными, а какие – нейтральными и полезными, что влияет на них и как они влияют на нас и на мир? Для этого первым делом нужно ввести в своё сознание идею, что наше мышление – творец нашей персональной Вселенной, творящей, в свою очередь, нашу судьбу, и что мы ответственны за наше мышление. Нужно обдумать эту мысль со всех сторон, разработать её внутри себя, почитать на эту темы мудрые духовно-религиозные и философско-психологические книги, полюбить саму идею исследования собственного мышления, которое вам предстоит производить всю жизнь.
Нужно также начать наблюдать за собственным мышлением, но делать это очень внимательно, постоянно и с позитивным настроем, что у вас постепенно всё получится и вы обретёте мастерство самопознания. Желательно это делать под руководством какого-то более опытного человека, будь то продвинутый психолог, мастер восточных практик или мудрый священник. Можно, конечно, постепенно научиться это делать и самому, но для этого потребуется время. Наблюдая за собой и своим мышлением, вы постепенно увидите, что делаете это в некоем духовном сне или полусне (а «сон разума порождает чудовищ», как говорил Гойя), и что нужно учиться пробуждать себя и удерживать пробуждённое состояние, что весьма сложно.
Практика постепенно научит нас великому искусству различения полезных и вредных, истинных и ложных мыслей, и у нас появится навык отфильтровывания ненужных мыслей и освобождения от них. Это произойдёт за счёт повышения опытности и воспитания силы вашего внутреннего Наблюдателя.
Наблюдать нужно, как будто бы включая психологическую кинокамеру внутри вашего сознания, которая фиксирует все ваши ментальные движения и присутствует внутри нас. Оценивайте ситуацию в целом, вглядывайтесь в неё мудрым, вдумчивым взглядом. Вы станете понимать, что ваша жизнь и ситуация, в которой вы находитесь, по сути дела – сумма ваших мыслей, решений и поступков. Чёткость видения будет расти вместе с силой нашего наблюдателя, который постепенно превратится в управителя вашей жизни. У вас появится сила блокировать и растворять негативные мысли, не давая им воцариться на вашем внутреннем троне сознания и овладеть центром принятия решений.
Сергей КЛЮЧНИКОВ
Окончание следует
Источник: НиР № 4, 2023