• +7 (495) 911-01-26
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Какой плод съели в райском саду Адам и Ева?

Какой плод съели в райском саду Адам и Ева?

На вопрос, каким плодом с дерева познания угостил коварный змей библейскую Еву, любой образованный человек уверенно ответит – яблоком

, и будет не прав. Дело в том, что в Ветхом Завете не указывается название дерева и плод. История о яблоке появилась в средние века в Европе, а ученые всего мира бьются в попытках установить, какой запретный плод отведали перво люди…

Яблони в пустыне не растут!

Библия – одна из главных священных книг человечества, олицетворяющая христианскую веру. Причем, несмотря на тысячи исследований, проведенных как богословами, так и светскими учеными данный литературный памятник древности до сих таит в себе множество тайн и загадок. Особенно большое их количество сосредоточено в части, именуемой Ветхим Заветом. Поскольку многие события считавшиеся легендарными, как выяснилось при проверке, происходили на самом деле, ученых заинтересовал вопрос названия плода, который в райском саду отведали Ева и Адам, после чего были изгнаны из священного места. Причем, яблоком как это отображено на европейских средневековых картинах и трудах богословов данное дерево быть не могло. По той простой причине, что ни в Иудее, ни в других странах ближнего Востока данное фруктовое дерево не культивировалось и не произрастало. Откуда же появилось мнение, что плодом с дерева добра и зла было яблоко? Дело в том, что начиная со средневековых полотен и гравюр до современных произведений искусства везде просматривается сюжет с одними и теми же героями – Дерево, Змей, Адам, Ева и яблоко. Классическим примером в этом отношении можно считать картину Рубенса «Падение человека», где Адам и Ева тянутся к дереву, на котором изображены яблоки. Однако в Библии говорится «…от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, ты умрешь». Так Бог предостерегал Адама, но змей-искуситель уговаривает Еву пойти и вкусить запретный плод. При этом нигде в Ветхом Завете прямо не называется ни дерево, ни сам плод. Священное писание умалчивает и об их внешнем виде. Остается лишь догадываться, плод какого дерева имелся в виду, оказавшийся для первой пары людей роковым. На сегодняшний день в разных культурах и религиях, почитающих Библию за священное писание, существует несколько версий относительно данного вопроса.

О чем говорят первоисточники

Наиболее интересно мнение жители современного Израиля, почитающих Талмуд, в котором также есть упоминание о поедании первыми людьми некоего загадочного плода. Однако в данном литературном памятнике также нигде не упоминается слово «яблоко», а еврейское слово «пери», обозначенное в священной для иудеев книге, означает лишь общее понятие фруктов как на библейском языке, так и на современном иврите. В то же время современное еврейское слово «tapuach», обозначающее яблоко, не встречается ни в книге Бытия, ни в первых пяти книгах еврейской Талмуда. Тем не менее у исследователей из Израиля есть несколько версий того, какое дерево, приносящее плоды, можно идентифицировать с деревом познания. Одни ученые полагают, что плодом греха, который вкусили Адам и Ева мог быть плод фигового дерева инжир, или как его еще называют смоковница. Мотивируют они это тем, что после искушения попробовать плод с дерева познания Адам и Ева осознали, что обнажены и стали срочно прикрывать свою наготу фиговыми листьями, которые по своей природе достаточно крупные, прочные и легко соединяются между собой в набедренную повязку. Проделать подобное с небольшими по размеру листьями яблони, естественно, не получится. В частности, в произведениях изобразительного искусства Средневековья и Ренессанса гениталии обнаженных Адам и Евы, как и указано в Библии прикрыты листьями фигового дерева, известного с третьего тысячелетия до нашей эры, чьи плоды употреблялись в пищу за несколько тысяч лет до Рождества Христова. При этом инжир отождествляется с мудростью, а его семечки у восточных народов являются символом единения с природой. Кроме того, фиговое дерево, как никакое другое, соответствует описанию дерева познания в центре Библейского рая. Существует, правда, еще одна версия, весьма необычная, которая исходит также от адептов иудейской вера, разбирающихся в каббале. Они считают, что плодом греха мог быть не фрукт, а зерна пшеницы, которая росла в эдемском саду. Покинув рай, Адам и Ева начали возделывать землю и посадили в нее остатки зерен. Среди остальных популярных версий можно отметить виноград, а также гранат, орех, плод рожкового дерева, цитрон и даже банан.

Запретный плод в христианстве

Современные исследователи Библии сходятся во мнении, что появление яблока в трактовке запретного плода является издержками перевода священного текста с иврита на латынь, сделанный святым Иеронимом по просьбе Папы Дамаса I в 382 году нашей эры. Данная лингвистическая неточность средневекового перевода привела к тому, что Западная Европа оказалась заложником понятия запретного плода в образе яблока. Средневековые толкователи считали, что, вкусив именно яблоко, Адам и Ева совершили познание первого зла. В латинском языке существует слово «malum», означающее как яблоко, так и зло, в зависимости от интонации произношения. В случае яблока звук «a» долгий, протяжный, а зла – короткий, резкий. Однако получилась некая игра слов, в которой Адам и Ева съели «malum» - яблоко и совершили «malum» - зло. Таким образом яблоко укоренилось в христианстве, став плодом дерева познания из райского сада, воплощенное затем на картинах великими художниками Средневековья. Однако несмотря на то, что на многих христианских изображениях яблоко олицетворяет запретный плод, адепты данной веры не отвергают и версию плода смоковницы. Кроме того, ряд древних исследователей данного вопроса считали, что запретным плодом мог быть этрог – цитрусовый плод, у которого присутствуют вмятины на цедре, символизирующие «зубы Евы». Интересную параллель христиане проводят с виноградом. В отличие от иудейской трактовки, в которой виноград ассоциируется с неприятностями, христиане видят в нем символ Христа и таинства Причастия. Трагические последствия вкушения плода, по их мнению, произошли от того, что люди без разрешения Творца решили присвоить себе дар познания мира. Поэтому апостол Павел наставляет христиан с должным благоговением приступать к таинству Причастия, чтобы вместо благодати и пользы не получить вред. Символ винограда использовал и сам Иисус в беседе с учениками, говоря, что он - лоза, а они – ветви. На картинах Средневековья художники изображали Христа с непременным атрибутом в виде грозди винограда, символом искупительной жертвы и причастия. Кроме изображения винограда на картинах часто встречается также вишня, символизирующая приобретение небесного рая вместо утраченного земного Эдема.

Сладкий персик

В то же время каждая религия, изучающая Библию, выбирает для себя именно тот образ плода, который ей ближе всего по духу и традициям. В частности, подавляющее большинство мусульман, исповедующих ислам, склоняются к версии, что райский плод познания – это персик. Ну, разве можно отказаться от искушения вкусить этот прекрасный сочный плод, детище Востока, насыщенное теплом солнца и волшебной амброзией. Однако не все мусульмане придерживаются данной трактовки событий. В частности, на юге Ирака, где, согласно библейскому преданию, и располагались райские кущи, сохранился древний ствол дерева ююба, который местное население называет набук. Жители уверены, что именно небольшой желтый плод данного растения вкусили Адам и Ева в Эдемском саду. Существует даже «Дерево Адама», как называют его в местечке Аль-Курна, являющееся местной достопримечательностью и местом поклонения. При этом установить истину до изобретения машины времени, скорее всего не удастся, версии же об инжире и плодах дерева ююба выглядят наиболее достоверными.

Дмитрий Соколов

"НАУКА И РЕЛИГИЯ"
26 янв в 1:54Дмитрий Соколов
Редактировать

© 2024 Наука и религия | Создание сайта – UPix